Хождение по водам

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мф. 14:22-34

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Если бы кто-то из нас оказался в ситуации этих учеников, которые плывут во время шторма в лодке и к которым вдруг кто-то идёт по воде, наверное, мы перепугались бы не меньше. И точно так же закричали бы от страха, потому что это ненормально — ходить по воде.

И тем не менее Иисус это сделал. И как будто бы даже опять нарушил одно из Своих обещаний, что ли, — не творить таких публичных чудес. Тут, конечно, не очень публичное, это только перед Своими учениками. Буквально накануне Он накормил несколькими хлебами множество людей, теперь по воде идёт. Зачем-то Он это делает! Наверное, не для того, чтобы показать ученикам, что можно вот так запросто ходить по воде. Хотя, наверное, это умение полезное, но оно не нужно само по себе.

Иисус хочет показать ученикам что-то другое, и это что-то имеет отношение ко всем нам. Хочет показать нам всем, что Господь — Владыка этого мира, и это хождение по воде — то, что приподнимает человека над тканью, что ли, этого мира. Позволяет пройти там, где (по всей логике мира сего) пройти невозможно. «Мир сей»  — вообще физический мир этот — говорит: «По воде ходить невозможно».

Однако даже Пётр, когда просит: «Если Ты — Учитель, повели мне прийти»,  у него это получается: хоть и несколько шагов, но пройти по воде. И только страх заставляет его опять обнаружить, что он находится в этом мире, и тогда Петр начинает тонуть.

Вряд ли кто-то из нас умеет ходить по воде, вряд ли даже мы знаем хоть одного человека, который ходил бы по воде как таковой. Но мы понимаем, что ходить по воде – это значит решать те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в этом мире, совершенно иным образом. Таким образом, который даёт нам Господь.

Потому что Святой Господь, — не от мира сего. И часто решение тех проблем, с которыми мы сталкиваемся и которые совершенно неразрешимы в рамках логики мира сего, разрешимы тогда, когда мы поступаем так, как показал Господь, т.е. не от мира сего.

В этой связи, конечно, стоит вспомнить о тех святых, память которых мы сегодня совершаем, — святых мучениках благоверных князьях Борисе и Глебе, первых святых земли Русской. Они прославлены первыми в лике страстотерпцев, и это люди, которые совершили вот какой поступок: они пошли по воде, то есть они не стали совершать поступки в рамках логики мира сего. Их отец умирает, начинается борьба за власть, и даже их подчинённые не понимают, почему они поступают таким образом, предлагая пойти и бороться за власть. Ведь старший брат их, который захватывает ее, по их мнению, не должен быть на престоле Киевском.

В их руках есть сила, есть дружина (по крайней мере у Бориса такая дружина была, как говорят летописи). Он мог с этой дружиной, которая его поддерживала, которая была вручена ему его отцом, пойти и вступить в борьбу за власть. Но, тем не менее, он отказывается от этой борьбы.

Что двигало Борисом, что двигало потом его родным братом Глебом? Трусость — вряд ли. Они были достаточно молодыми, но не настолько молодыми, чтобы не понимать, в каком мире они живут. Им было 25 лет, что-то около того, для того времени они были зрелыми людьми, которые уже вступали в бой, по крайней мере были этому научены, понимали что к чему.

Они отказываются от борьбы за власть, потому что понимают, что борьба приносит страдания их подданным. Ведь они князья, они отвечают за людей, за эту дружину, за каких-то своих других подданных в своих городах, которые обязательно были бы вовлечены в эту борьбу. Многие бы из них погибли, семьи потеряли бы своих кормильцев, потому что в первую очередь в такой войне гибнут мужчины, хотя и женщины тоже часто страдают.

Они были христиане, и они взирали на своего Учителя — Христа, который поступал совершенно иным образом. В одной из Своих последних земных молитв в этом мире Христос, обращаясь к Отцу, говорит: «Я сохранил всех, кого Ты Мне дал, никто не погиб, кроме сына погибели». Только он погиб, потому что, собственно, его влекло к этому его греховное состояние, приверженность греху. Христос не погубил ни одного человека. Он не вовлёк никого в борьбу за власть, потому что Его власть совершенно иного рода.

Власть Христа — это власть Любви и власть Жертвы. Он Сам отдаёт Себя, и Он проигрывает в мире сем, но выигрывает главную битву — битву за души людей, за их спасение.

Господь призывает поступать так же и нас, христиан, поступать так, чтобы тех, кого Он нам вручил, сохранить, чтобы всех привести к познанию истины. По крайней мере, сделать всё возможное, чтобы так произошло.

Как нам поступать — всегда дело нашей совести. Никогда не разверзнутся небеса  и не сойдёт с них огонь небесный, Господь никого не покарает за неправильные действия, каждый будет поступать по своей совести, поступать так, как он считает нужным, чтобы сохранить тех, за кого он в ответе. Но Господь с каждого из нас спросит, что мы делали и как мы делали, как мы исполняли главную заповедь о любви друг к другу.

Аминь.

Текст подготовила Елена Косенкова

 

«Не бойтесь!». Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/