Прощайте брату своему

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Мф. 18:23-35

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда мы читаем эту притчу о расчетах между государем и своими подданными, потом историю, как поданные разбираются между собой, конечно, акцент нашего внимания направлен на милосердие господина. На том, что он по просьбе своего заемщика-должника прощает ему весь тот громадный долг, который у того был. Это милосердие просто поражает воображение, и поэтому все внимание направлено именно на него.

Конечно, ужасает и то, как потом поступает этот человек в отношении своего должника. А этого должника, этого главного героя, вокруг которого «крутится» вся история, можно назвать очень «талантливым» человеком! Он действительно очень «талантлив»: он ведь должен десять тысяч талантов своему господину! Как, в принципе, можно задолжать такую сумму? Невозможно понять. Очень много талантов было у этого человека, и все эти таланты он куда-то расфуфырил, растратил – все потерял.

Но интересно самое начало сегодняшнего чтения, где говорится о том, что Царство Небесное подобно тому, как один царь решил сосчитаться со своими подданными. Царство Небесное оказывается подобно счетной палате, суду, где разбираются долги, так сказать, подсудимых. Или, быть может, подобно экзамену ‒ то есть тому моменту, когда человек должен дать отчет в своей жизни: как он жил, что делал, куда таланты эти делись, принесли ли они прибыль или вообще ничего, готов ли он отдать то, что ему было дано, или он принесет его с прибылью, как это в другой истории.

Вообще на Евангелие очень интересно смотреть не в отрыве каждой притчи, а в какой-то целостности. Это создает полное представление о том, что это такое, ведь мы каждый раз как будто выхватываем одну из сторон. Царство Небесное подобно то одному, то другому,  и каждая из этой «отдельности» немного искажает наше представление, наш образ. И вот, в том числе, Царство Небесное подобно и тому, когда нужно все сосчитать.

Мне пришел на ум образ экзамена, и действительно: многие из здесь присутствующих учились в высших учебных заведениях и знают, что такое получить зачет «автоматом», когда преподаватель тебя ничего не спрашивает, но ставит тебе оценку за экзамен или зачет автоматически. Почему? Да потому, что ты во время прохождения курса уже показал себя как человек интересующийся, понимающий, включающийся в процесс. И, в общем, преподаватель понимает, что от тебя ждать. И он готов поставить этот «автомат», потому что видит твою заинтересованность в предмете.

Так же о христианах говорится: «…верующий в Пославшего Меня… на суд не приходит», по словам Господа (Ин 5:24) . Верующий, когда его вера становится действенной, когда она руководит человеком в его жизни, такая вера ‒ не просто декларация, не просто какие-то слова, а это поступки человека, его образ жизни, образ поведения. И поведения, конечно же, в первую очередь по отношению к окружающим людям ‒ к тем ближним и дальним, о которых  (в том числе) сегодня шла речь в общей исповеди. Об отношении к людям, которых дал нам Господь и с которыми строятся какие-то наши отношения. И Господь учит нас этому отношению, которое не строится на законе.

Ведь весь сегодняшний разговор о том, как выстроилась последовательность отношений господина и его должника. Эта история как бы раскрывает нам и одну сторону, и другую ‒ закон и благодать. Когда должник должен денег, он должен их отдать, а если он их не отдает ‒ значит, предлагается применить какие-то меры, чтобы долг был возвращен. Так полагается по закону, и это нормально, справедливо, честно. Но герой сегодняшней истории молит господина о том, чтобы ему было прощено, и тогда господин переходит, так сказать, в другое состояние отношений. Он переходит в состояние благодатных отношений, совершает свой милосердный поступок именно по благодати.

Вот так можем жить и мы: и с Богом строить свои отношения, и друг с другом ‒ либо по закону (и это будет очень справедливо), но тогда будет очень справедливо эту справедливость, так сказать, обратить бумерангом и на нас самих. И как мы жестко и порой даже жестоко обращаемся друг с другом, требуя того, чего человек отдать или просто дать не может, требуем внимания какого-то (конечно, речь тут уже не про денежные долги), требуя какого-то, как нам кажется, правильного отношения, осуждая человека за то, что он не может этого дать. А обстоятельств, которые делают невозможным дать то, что мы хотим, очень много, на самом деле, у каждого из нас. Мы готовы заглянуть в самого себя и оправдать самого себя, почему мы не можем того или иного дать другим; но мы совсем не готовы так же поступить в отношении других людей. И поэтому мы судим, осуждаем, наказываем теми способами, которые имеются в наших арсеналах.

Эти способы очень разные:  от эмоциональных  до каких-то физических в отношении тех, кто находится в зависимости от нас ‒ наших детей или других каких-то подопечных. Все это, конечно, порой бывает справедливо. Но это совсем не то, чего хочет от нас Господь, ‒ жить по благодати, учиться, по крайней мере, так жить. И это очень верно, очень правильно, очень нужно, потому что это то, что созидает саму жизнь.

И то, что сегодняшняя история имеет как бы такое продолжение (не заканчивается на этом самом милосердии, которое оказал Господь своему должнику), говорит еще об одном важном аспекте. Ведь господин с самого начала знал, что он может это милосердие оказать, но ему нужно было, чтобы человек этого попросил, захотел, молил его. Не для того, чтобы показать свою власть, а для того, чтобы человек понимал, как ему это нужно. И еще для того, чтобы у этой истории было продолжение. И это говорит нам о том, что Царство Небесное ‒ это не то, что потом наступает за гробом, потому что там уже все окончательно ясно и понятно, а это то, что происходит здесь и сейчас ‒ это Царство Небесное, которое «посреди вас есть», как говорит Господь.

Оно может раскрываться, а может не раскрываться. От того, как поступать, будет зависеть и то, в какой силе это Царство Небесное реализовывается вокруг каждого из нас, в нашем общении, в наших взаимоотношениях друг с другом. И это означает, что и счет этот (а он как бы напоминает о Страшном суде) ‒ это то, что происходит здесь и сейчас. А не то, что когда-то потом наступит, и тогда придется предъявить Господу все бухгалтерские книги нашей жизни.

Повторюсь, это то, что происходит здесь и сейчас, эти расчеты с Богом, ‒ здесь и сейчас. Для того, чтобы мы могли понять, где мы ошибаемся, что мы делаем не так, чтобы мы успели исправить свою жизнь, свои отношения друг с другом. И в этом исправлении прославить Господа нашего Иисуса Христа, Который умер за нас.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Прощайте брату своему. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/