Помогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о Церкви

 
 
 

Волонтеры рассказывают о работе «Склада на Миргородской»

Тяжелая дверь часовни Новомученников и Исповедников Российских с трудом поддается, приходится немного поднажать плечом. Вхожу. Первое впечатление — это и правда склад. Ряды штанг с одеждой — мужская, женская, детская. Полки с обувью, коробки с посудой: чашки, кастрюли, сковородки, рядом — бытовая химия. Отдельно вещи для школьного сбора. Столы для приема и разборки вещей. Справа от входа палатка для волонтеров. И только подняв глаза на иконостас, ты понимаешь: это храм.

Помогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о Церкви

Еще два года назад казалось невероятным, что одномоментно может поменяться жизнь миллионов людей. Вчера ты ходил на работу, строил планы на лето, готовил завтрак на всю семью, забирал детей из школы, ездил по выходным на дачу. Да мало ли дел в нашей обычной жизни, которые, собственно, и составляют эту самую жизнь! Счастье повседневности, которое мы и не замечаем … И вот перед твоими глазами совсем другая реальность. И выбора особого нет. Или эвакуация, или жизнь дома, но в постоянном страхе за себя, а главное — за детей. И это большая травма для тех, кто остался, и для тех, кто уехал. Но это травма и для всех остальных — нас с вами. Первые шоковые ощущения сменяются желанием что-то делать.

Помогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о ЦерквиПомогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о Церкви

Помогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о Церкви

Рассказывает Мария, прихожанка Феодоровского собора:

— Еще весной 2022 года я узнала, что мои друзья ездят на приграничные территории и помогают людям. Тогда это была помощь на погранпереходе и на первых пунктах временного размещения. Я подумала, что надо и мне что-то делать. Ездить не могу, зато могу помогать здесь, в Петербурге.

Мария присоединилась к друзьям. Они начали собирать вещи на квартире у одной прихожанки. Это были подарки детям на Пасху в один из ПВРов (пункт временного размещения — прим. ред.) — предметы гигиены, маленькая шоколадка и игрушка. Потом они сделали большую отправку в прифронтовую зону. Вода, еда, вещи, обувь. Собирали все это в большом недостроенном доме каких-то хороших людей. На призыв о помощи тогда откликнулось много незнакомых людей: помогали сортировать вещи, упаковывать их и грузить в большую фуру. И пришла мысль, сделать основную базу в приходе.

— Настоятель Феодоровского собора отец Александр Сорокин пошел нам навстречу. Да и все священники хорошо восприняли эту идею. Нам выделили небольшое помещение в Доме причта. Тогда же мы узнали про беженцев, которые начали приезжать в Санкт-Петербург, и решили помогать и им тоже,— продолжает рассказ Мария.

А беженцев весной и летом 2022 года становилось все больше и больше. Семьи с детьми (много многодетных), пожилые люди. Некоторые оказывались здесь без вещей, без документов. Первое пристанище находили в ПВР в Тихвине. Там людям предоставляется жилье, их кормят, помогают восстанавливать документы, есть социальный работник и психолог. Но казенное жилье есть казенное жилье. Человеку нужен свой дом, работа, нормальная жизнь. И как только появляется возможность, люди перебираются в Санкт-Петербург — устраиваются здесь на работу, снимают квартиру на первое время. А многие семьи сразу едут сюда, минуя ПВР.

— На съемном жилье, сами знаете, часто ничего нет: ни посуды, ни постельного белья, ни даже мебели, — рассказывает волонтер склада Ирина Сотникова. — И мы стараемся в этом людям помочь.

Для Ирины это первый опыт волонтерской работы. Родственники у нее живут на Украине, уезжать они не захотели, и помощь жителям Донбасса — это очень личное дело для нее. Ирина — крещеный человек, но невоцерковленный. Религия для нее не имеет определяющего значения в жизни. Но разве это важно, когда речь идет о помощи людям?

Помогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о Церкви

Такая же позиция и у Алены, которая присоединилась к работе склада прошлым летом. Раньше у нее не было такого опыта контакта с Церковью:

— Когда я рассказываю своим друзьям о Феодоровском соборе, о людях, которых здесь встретила, мне даже иногда не верят. Настолько сильны стереотипы о Церкви в обществе. Меня поразило, как независимо мыслят священники, с которыми я здесь общалась, как легко они отзываются на просьбы чем-то помочь, что-то устроить. Это стало для меня настоящим откровением.

Склад работает почти каждый день. Активных волонтеров сейчас человек десять. А вот постоянно помогающих волонтеров на самом складе не хватает. Приходите, вам будут рады!

Расписание дежурств составляется заранее на всю неделю. Обновляется в выходные и выкладывается в тг-канал «Склад на Миргородской». Там же размещаются заявки на помощь для конкретных семей. Сегодня это чаще всего постельное белье, детское питание, посуда — сковородок всегда не хватает. Нужна обувь, спортивные костюмы. Скоро осень — потребуются теплые куртки, большие размеры всегда в дефиците. Товары для школы — объявлен специальный школьный сбор.

Не забывают волонтеры и о своих подопечных в Волновахском районе. Там осталось много стариков и есть многодетные семьи. Всегда нужны лекарства, фильтры для воды — она там сейчас только технического качества.

Помочь можно не только вещами, но и деньгами. В таком случае волонтеры закупают необходимое сами. Вот сейчас идет сбор для одной многодетной семьи из села Ольгинка Волновахского района. Шестеро детей, а стиральная машина сломалась. Волонтеры нашли, где можно эту машинку купить в Мариуполе. И когда автоволонтер будет в Мариуполе, он ее заберет и отвезет семье. Вот такие сложные схемы приходится составлять.

Беженцы — обычные люди. И они не привыкли просить. Просить вообще не просто.

— Сначала говорят: «Нам ничего не надо», — рассказывает Ирина. — А потом начинаешь разговаривать, расспрашивать, и оказывается, что надо и то, и это, и еще много чего. Но самое главное — люди видят, что они не одиноки. До них есть кому-то дело. И это очень важно.

Это своего рода и психологическая помощь. Но помощь взаимная. Работа помогает и волонтерам преодолеть собственную психологическую травму.

— Если раньше у меня были обычные социальные роли : дочка своих родителей, сотрудник транспортной компании, подруга и так далее, то после начала известных событий мои переживания и тревоги перекрыли все эти роли. Я постоянно думала о страданиях других людей. И только придя сюда и начав делать что-то конкретное, почувствовала облегчение. Я нашла для себя лекарство — приложила подорожник именно к своей травме, — рассказывает Алена.

Помогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о ЦерквиПомогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о ЦерквиПомогаем беженцам, помогаем себе, развенчиваем мифы о Церкви

«Склад на Миргородской» существует уже больше года. За это время волонтеры перезнакомились и подружились: их объединяет общее дело. И пусть некоторые волонтеры пока еще думают, что они не очень-то и верующие. То, что они делают в стенах Феодоровского собора,  лучшее доказательство, что Бог есть. И Он ведет их своей дорогой.

Текст: Ольга Лебединская, фото: Юрий Торлопов

Телеграм-канал, где можно узнать всю актуальную информацию: https://t.me/sklad_mirgorod/36