Любите врагов ваших

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Лк.6:31-36

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, только что мы услышали евангельский отрывок из Нагорной проповеди Спасителя. Правда, в Евангелии от Луки она вряд ли может быть названа Нагорной, потому что там сказано, что слова эти Господь произнес, стоя «на ровном месте» (6:17). Но уж больно очевидны параллели с такой же проповедью в Евангелии от Матфея, где говорится, что Господь возвещал эти слова, взойдя на гору, с возвышенности. Поэтому в наш лексикон вошло, что это «Нагорная» проповедь – пространная речь, где Господь учит своих учеников и всех слушателей христианской новозаветной этике. Но интересно, в каком контексте сказаны эти удивительные слова, такие шокирующие, кажется, трудные к исполнению, если не невозможные.

Чтение Евангелия у нас распределено на весь год, на каждый день, на Литургии и не только. И на прошедшей неделе в четверг и пятницу можно было услышать в церкви, в каких обстоятельствах произносил эти слова Спаситель.

Это было только начало Его общественного служения. И о Нем пошла слава, молва как о великом чудотворце, который творит чудеса исцелений разных больных самыми разными болезнями. И многие, как мы читаем в Евангелии, приходили к Нему лишь прикоснуться, чтобы получить исцеление. Вот с такой вполне понятной, всем близкой, так или иначе, человеческой заботой, с запросом о здоровье, о земных благах своих приходили к Спасителю многие люди из Иерусалима, из Иудеи, Самарии, Галилеи – из всех окрестностей. И эту потребность Господь удовлетворял: Он исцелял этих самых больных, число которых все умножалось вокруг него, Он отвечал тем, о чем Его в самом деле просили, зачем приходили как к целителю, врачу, который умеет быстро и качественно исцелять самые, казалось бы, неисправимые болезни: слепоту, расслабленность, паралич и другие виды человеческих увечий и болезней.

Но вместе с тем отвечал на этот запрос Господь и совершенно иным способом. Как принято иногда говорить, давал непропорциональный ответ, то есть превосходящий тот запрос, который, казалось бы, нужно удовлетворить в той или иной степени. И Он говорил гораздо больше, чем то, что от него хотели услышать люди. Даже не услышать, а взять – ведь речь идет о решении каких-то земных запросов, вполне понятных и очевидных. И вот к числу таких непропорциональных ответов относятся и эти слова, которые мы слышали сегодня, в воскресный день, когда нас гораздо больше, чем в будни, собирается.

Сегодня на Литургии звучат слова о прощении врагов, о любви к врагам, о том, чтобы отвечать не только тем, от кого мы хотим получить взаймы столько же, сколько дали. Эти «невозможные» слова звучат веками, тысячелетиями, оставаясь вот таким ответом Христовым – кем-то услышанным, а кем-то вовсе не расслышанным.

Такая асимметрия запроса и ответа – запроса человеческого и ответа Божьего устами Христа, – составляет напряжение истории христианства в контексте человеческой истории в целом. В контексте тех событий, которые в разные века и годы происходят в нашей жизни, вокруг нас, в большом или маленьком масштабе. И ответ этот Божий все еще звучит, Слава Богу, в Церкви, сквозь века. Остается все еще таким незапрещенным Словом Божьим, потому незапрещенным, наверное, что порой превосходит всякое человеческое разумение.

Возблагодарим же Бога за то, что эти слова звучат в Церкви во все времена! Воскликнем с апостолом Павлом, который рассуждает, правда, немного по-другому поводу, в Послании к Римлянам о том, как неисследимы бывают пути Господни: «О, бездна богатства и премудрости и вéдения Божия!» (Рим. 11:33).

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Любите врагов ваших. Проповедь протоиерея Александра Сорокина

 

Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/