Календарный этюд Юрия Рубана
Библейский пророк Оси́я («Господь спас»), чьё имя проставлено в нашем Православном календаре мелким шрифтом (17/30 октября), принадлежит к тем великим учителям человечества, чьё нынешнее народное почитание несоразмерно его религиозному значению [1]. Многие ли знают день его памяти?
Пророк жил очень давно – ещё в VIII столетии до Рождества Христова [2]. Вместе со своим старшим современником А́мосом Осия проповедовал в Израильском (Северном) царстве незадолго до его гибели в 722 году до н. э. Эти первые пророки из великой плеяды «пророков-писателей» явили собой в эволюции ветхозаветной религии качественно новую ступень богопознания – последнюю и уже непосредственную «ступень к христианству» [3].
Проповеди и поучения Осии мы можем найти в первом разделе Библии – Ветхом Завете, в очень непростой для неподготовленного читателя книге, надписанной его именем. Её главная тема – тема любви и истинного ве́дения Бога. «Я милости хочу, а не жертвы, и богове́дения более, нежели всесожжений», – приводит Осия Откровенное изречение Бога (Ос. 6:6). Очевидно, Христос часто цитировал эти слова как непререкаемую истину, обращаясь к законникам и фарисеям, думавшим, что можно оправдаться пред Богом и снискать Его благоволение путём богатых жертв, лицемерных постов и исполнением казуистических предписаний Моисеева Закона (Торы). Во всяком случае, евангелист Матфей дважды вкладывает это изречение Ему в уста (Мф. 9:13; 12:7). Выдающийся отечественный богослов-просветитель протоиерей Александр Мень очень точно назвал Осию «пророком требовательной любви Божией».
Осия впервые возгласил, что Бог – не только грозный и карающий Судия, как думали раньше (а многие думают до сих пор) [4], но, прежде всего, – Отец, исполненный милосердия. Это же качество – милосердие – требуется и от человека, и Бог не принимает молитвы злых людей, клеветников и интриганов, кичащихся своим мнимым правоверием.
Пророк Осия выразил самое главное в отношении Бога и человека, и именно его словами обращается к своим современникам и ко всем нам Иисус Христос: «Пойдите, научитесь, что́ значит: «Милости хочу, а не жертвы»» (Мф. 9:13). Именно милости по отношению к окружающим людям – людям всех национальностей и вероисповеданий – ждёт от людей Всевышний, а без этого бесполезно ходить в храм, ставить пудовые свечи, кланяться и даже биться лбом об пол. Всё это делали фарисеи и лицемеры, которых сурово осуждал Христос. Увы! Их немало (род бессмертный!) и среди христиан. Пророк Осия предлагает нам ещё раз критически оценить свой духовный путь и нравственное состояние.
Примечания
[1] Насмешкой может показаться и отнесение его к так называемым «малым пророкам». Разумеется, знакомые с основами библеистики знают, что технические термины «великий» и «малый» (пророк) указывают лишь на объём библейской книги, надписанной именем конкретного пророка (о пророках в целом смотрите в приведённых ниже библиографических указаниях).
[2] В современном Православном календаре стоит дата «820 г. до Р. Х.» (очевидно, имеется в виду дата смерти пророка). Между тем, в Православной энциклопедии находим правильную датировку: «пророк жил в середине и конце VIII в. до Р. Х.» (см.: https://www.pravenc.ru/text/2581621.html ). Судя и по другим календарным датировкам, издатели календаря не утруждают себя знакомством с данными научной хронологии.
[3] «Пророки-писатели» – не слишком точный, но технически удобный термин для обозначения плеяды пророков (начиная с Амоса), книги которых (часто дополненные текстами безымянных пророков) вошли в состав Ветхого Завета. Заключением их пророчеств о наступлении Нового Завета (Иер. 31:31–34), который, в отличие от Ветхого, будет заключен уже непосредственно со всеми людьми Мессией страдающим (Ис. 53), – стали слова Иоанна Крестителя, указующего на Того, в Ком воплотился смысл ветхозаветной истории: «Вот – Агнец Божий, берущий на Себя грех мира» (Ин. 1:29). О пророке Иеремии, впервые заговорившем о Новом Завете, см.: https://feosobor.ru/2022/05/prorok-novogo-zaveta . Выдающийся русский востоковед Борис Тураев в своей «Истории Древнего Востока» (1-е изд., 1911) в замечательной главе «Пророческое движение» (обязательное чтение образованного христианина!) подчеркнул уникальную эволюцию библейского профети́зма, который «может быть с полным правом назван ступенью к христианству». См.: Рубан Ю. Историк – агиограф – чтец. К 90-летию со дня кончины Бориса Александровича Тураева // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2010. – № 6–7 (125).
[4] Например: «Я – …Бог Ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», – читаем в Десятисловии Моисея (Исх. 20:5). Здесь ещё выражено архаическое родоплеменное (иначе «коллективистское бессознательное») мироощущение, где отдельный человек ничего не стоит. Такое «обветшавшее» (уже в рамках Ветхого завета!) представление о Боге решительно отвергли «Великие Учителя человечества» в период «Осево́го времени», VIII–III вв. до н. э. (определение философа Карла Ясперса, см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 33–35).
Библейские пророки занимают среди них исключительное место. Они решительно утверждают личную ответственность каждого человека перед Богом, его непреходящую ценность в очах Творца. Так, пророк Иезекииль (VI в. до н. э.) спрашивает современников: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! – говорит Господь Бог. – Не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. <…> Сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына» (Иез. 18:2–3; 20; ср. Иер. 31:29–30). Более того: «Разве Я хочу смерти беззаконника? – говорит Господь Бог. – Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). «Иезекииль … достигает тут высшего пункта ветхозаветного богословия и предельно приближается к новозаветным представлениям о взаимоотношениях между Богом и человеком, которые будут основаны на действии не Закона, но благодати Божией (сравните Иез. 18:23 с 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9). До него (или одновременно с ним) эти новые взаимоотношения провидел Иеремия (Иер. 31:29,31,33)» (http://otveti.org/tolkovanie-biblii/iezekiil/18/ ).
Апофеоз этого мироощущения – в притчах Спасителя о заблудившейся овце, потерянной драхме и других (речь ведь идёт о людях, а не о животных и вещах).
Лит.: Мень А., прот. Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—IV вв. до н. э.). М., 1992 (лучшая работа о библейских пророках на русском языке; содержит подробную библиографию по данной теме); Он же. Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Ч. 2. М., 1998 (о пророке Осии – с. 432–444); Аверинцев С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. М., 1983, т. 1, с. 274–278, 284–286; Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. Изд. 3. СПб., 2009; https://www.bible-center.ru/ru/book/isagogika/002/000/002.