Пророк милосердия

 
Пророк Осия. Фрагмент фрески монастыря Ватопед на Афоне. 1312 год
 
 
Пророк Осия. Фрагмент фрески монастыря Ватопед на Афоне. 1312 год

Календарный этюд Юрия Рубана

Библейский пророк Оси́я («Господь спас»), чьё имя проставлено в нашем Православном календаре мелким шрифтом (17/30 октября), принадлежит к тем великим учителям человечества, чьё нынешнее народное почитание несоразмерно его религиозному значению [1]. Многие ли знают день его памяти?

Пророк жил очень давно – ещё в VIII столетии до Рождества Христова [2]. Вместе со своим старшим современником А́мосом Осия проповедовал в Израильском (Северном) царстве незадолго до его гибели в 722 году до н. э. Эти первые пророки из великой плеяды «пророков-писателей» явили собой в эволюции ветхозаветной религии качественно новую ступень богопознания – последнюю и уже непосредственную «ступень к христианству» [3].

Проповеди и поучения Осии мы можем найти в первом разделе Библии – Ветхом Завете, в очень непростой для неподготовленного читателя книге, надписанной его именем. Её главная тема – тема любви и истинного ве́дения Бога. «Я милости хочу, а не жертвы, и богове́дения более, нежели всесожжений», – приводит Осия Откровенное изречение Бога (Ос. 6:6). Очевидно, Христос часто цитировал эти слова как непререкаемую истину, обращаясь к законникам и фарисеям, думавшим, что можно оправдаться пред Богом и снискать Его благоволение путём богатых жертв, лицемерных постов и исполнением казуистических предписаний Моисеева Закона (Торы). Во всяком случае, евангелист Матфей дважды вкладывает это изречение Ему в уста (Мф. 9:13; 12:7). Выдающийся отечественный богослов-просветитель протоиерей Александр Мень очень точно назвал Осию «пророком требовательной любви Божией».

Пророк милосердия

Пророк Осия. Фрагмент мозаики. XII в. Собор Святого Марка, Венеция, Италия

Осия впервые возгласил, что Бог – не только грозный и карающий Судия, как думали раньше (а многие думают до сих пор) [4], но, прежде всего, – Отец, исполненный милосердия. Это же качество – милосердие – требуется и от человека, и Бог не принимает молитвы злых людей, клеветников и интриганов, кичащихся своим мнимым правоверием.

Пророк Осия выразил самое главное в отношении Бога и человека, и именно его словами обращается к своим современникам и ко всем нам Иисус Христос: «Пойдите, научитесь, что́ значит: «Милости хочу, а не жертвы»» (Мф. 9:13). Именно милости по отношению к окружающим людям – людям всех национальностей и вероисповеданий – ждёт от людей Всевышний, а без этого бесполезно ходить в храм, ставить пудовые свечи, кланяться и даже биться лбом об пол. Всё это делали фарисеи и лицемеры, которых сурово осуждал Христос. Увы! Их немало (род бессмертный!) и среди христиан. Пророк Осия предлагает нам ещё раз критически оценить свой духовный путь и нравственное состояние.

Пророк милосердия

Джеймс Тиссо. «Горе вам, книжники и фарисеи!» (1886–1894). Бруклинский музей, Нью-Йорк

Примечания

[1] Насмешкой может показаться и отнесение его к так называемым «малым пророкам». Разумеется, знакомые с основами библеистики знают, что технические термины «великий» и «малый» (пророк) указывают лишь на объём библейской книги, надписанной именем конкретного пророка (о пророках в целом смотрите в приведённых ниже библиографических указаниях).

[2] В современном Православном календаре стоит дата «820 г. до Р. Х.» (очевидно, имеется в виду дата смерти пророка). Между тем, в Православной энциклопедии находим правильную датировку: «пророк жил в середине и конце VIII в. до Р. Х.» (см.: https://www.pravenc.ru/text/2581621.html ). Судя и по другим календарным датировкам, издатели календаря не утруждают себя знакомством с данными научной хронологии.

[3] «Пророки-писатели» – не слишком точный, но технически удобный термин для обозначения плеяды пророков (начиная с Амоса), книги которых (часто дополненные текстами безымянных пророков) вошли в состав Ветхого Завета. Заключением их пророчеств о наступлении Нового Завета (Иер. 31:31–34), который, в отличие от Ветхого, будет заключен уже непосредственно со всеми людьми Мессией страдающим (Ис. 53), – стали слова Иоанна Крестителя, указующего на Того, в Ком воплотился смысл ветхозаветной истории: «Вот – Агнец Божий, берущий на Себя грех мира» (Ин. 1:29). О пророке Иеремии, впервые заговорившем о Новом Завете, см.: https://feosobor.ru/2022/05/prorok-novogo-zaveta . Выдающийся русский востоковед Борис Тураев в своей «Истории Древнего Востока» (1-е изд., 1911) в замечательной главе «Пророческое движение» (обязательное чтение образованного христианина!) подчеркнул уникальную эволюцию библейского профети́зма, который «может быть с полным правом назван ступенью к христианству». См.: Рубан Ю. Историк – агиограф – чтец. К 90-летию со дня кончины Бориса Александровича Тураева // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2010. – № 6–7 (125).

[4] Например: «Я – …Бог Ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода», – читаем в Десятисловии Моисея (Исх. 20:5). Здесь ещё выражено архаическое родоплеменное (иначе «коллективистское бессознательное») мироощущение, где отдельный человек ничего не стоит. Такое «обветшавшее» (уже в рамках Ветхого завета!) представление о Боге решительно отвергли «Великие Учителя человечества» в период «Осево́го времени», VIII–III вв. до н. э. (определение философа Карла Ясперса, см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 33–35).

Библейские пророки занимают среди них исключительное место. Они решительно утверждают личную ответственность каждого человека перед Богом, его непреходящую ценность в очах Творца. Так, пророк Иезекииль (VI в. до н. э.) спрашивает современников: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! – говорит Господь Бог. – Не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. <…> Сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына» (Иез. 18:2–3; 20; ср. Иер. 31:29–30). Более того: «Разве Я хочу смерти беззаконника? – говорит Господь Бог. – Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). «Иезекииль … достигает тут высшего пункта ветхозаветного богословия и предельно приближается к новозаветным представлениям о взаимоотношениях между Богом и человеком, которые будут основаны на действии не Закона, но благодати Божией (сравните Иез. 18:23 с 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9). До него (или одновременно с ним) эти новые взаимоотношения провидел Иеремия (Иер. 31:29,31,33)» (http://otveti.org/tolkovanie-biblii/iezekiil/18/ ).

Апофеоз этого мироощущения – в притчах Спасителя о заблудившейся овце, потерянной драхме и других (речь ведь идёт о людях, а не о животных и вещах).

Пророк милосердия

Филипп де Шампань. Добрый пастырь (ХVII в.). Дворец изящных искусств в Лилле, Франция

Пророк милосердия

Доменико Фетти. Притча о потерянной драхме (1618–1622). Художественная галерея, Дрезден

Лит.: Мень А., прот. Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—IV вв. до н. э.). М., 1992 (лучшая работа о библейских пророках на русском языке; содержит подробную библиографию по данной теме); Он же. Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Ч. 2. М., 1998 (о пророке Осии – с. 432–444); Аверинцев С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. М., 1983, т. 1, с. 274–278, 284–286; Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. Изд. 3. СПб., 2009; https://www.bible-center.ru/ru/book/isagogika/002/000/002.