Воскрешение сына Наинской вдовы

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Лк.7:11-16

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры,

в Евангелии мы видим описание очень многих чудес, которые совершает Христос. Обычно они происходят по такой схеме: кто-то обращается к Господу и по своей вере получает просимое. В сегодняшнем же евангельском чтении мы видим, что никакого запроса по отношению ко Христу не происходит.

Но, по сути дела, сама ситуация является немым вопросом, обращённым ко Христу, обращённым к Творцу, обращённым к человечеству: Как может быть так, что женщина, ставшая, согласно Священному Писанию, единой плотью со своим мужем, теряет его? Даровавшая жизнь, бывшая одной плотью со своим сыном, теряет и его. Таким образом женщина оказывается в состоянии, которое полностью противоречит тому, чего хочет Творец от человека, от человечества. По сути дела, какой-то просьбы особой здесь, наверное, и не нужно.

Вот эта тишина смерти, тишина безысходности является действительно звенящей. Многие люди оказываются перед порогом вот такой тишины бессмысленности, тишины конца, тишины крушения всех надежд. Но только от человека зависит, куда дальше обращается его взор. Будет ли это встреча с адом, с ветхозаветным шеолом, где нет никакой надежды, или всё-таки в этой темноте можно увидеть лик Того, Кто пришёл, чтобы дать смысл самым бессмысленным моментам человеческой жизни?

Христос говорит, на первый взгляд, может быть, не очень приятные, а, может быть, и обидные слова – «не плачь». Как можно говорить матери, потерявшей сына (а усопших в Израиле хоронили в тот же день, и мать ещё находится в состоянии шока, стресса, когда она ещё не может понять по-настоящему, что произошло), как можно и нам говорить эти слова — «не плачь»?

Родители нередко говорят их ребёнку, который мешает, который надоедает им своим плачем, какими-то приставаниями. Муж может сказать жене те же слова – «не плачь», может быть, как знак того, что он не может решить ту или иную проблему. Люди плачут иногда от бессилия, иногда от злобы, иногда из-за того, что у них что-то не получается в жизни.

И, наверное, призыв «не плачь» – это попытка каким-то образом вытеснить проблему, которая нас беспокоит, которая мешает нам в мире, созданном нашими собственными человеческими руками. И эти слова остаются просто словами. В центре оказываюсь опять же «я», которому мешает плач, которому мешает нечто такое, что раздражает и не даёт жить обычной жизнью.

Но Христос не останавливается на слове. Он показывает, что не просто что-то может, Он показывает воскрешением сына Наинской вдовы, Кто Он такой на самом деле.

Действительно, воскресение мёртвых мы видим ещё и в Ветхом Завете: и пророк Илья, и пророк Елисей. Но здесь Христос, по сути дела, видимым образом даёт иллюстрацию к ветхозаветным словам о том, что Бог есть Отец, Бог есть Защитник вдов и сирот, т.е. самых социально  не защищённых людей в ветхозаветном Израиле.

И Он не просто даёт ответ словом, Он даёт ответ делом. Причём этот ответ будет продолжаться дальше: юноша Наинский, дочь Иаира, Лазарь, а затем в той же самой ситуации – умершего и воскресшего – окажется и Сам Христос. 

И вот эта Наинская вдова уже здесь – заранее, до крестной смерти Христа, – в чём-то уподобляется Богородице, которая тоже была вдовой и которая тоже теряет своего единственного Сына, оказываясь в состоянии священного бессилия, священной беспомощности, где никакие человеческие силы, никакие человеческие поступки ничего изменить не могут. И мы можем только остановиться и попытаться понять, что и в этой ситуации есть смысл. В этой ситуации как раз Бог, может быть, оказывается ещё более близким и более ясным, более любящим, чем в какие-то моменты нашей человеческой радости и нашего человеческого успеха.

И церковные песнопения как раз в Великую пятницу напоминают нам слова, подобные сегодняшнему евангельскому чтению: «Не рыдай Мене, Мати». То есть все то же «не плачь».

«Не плачь обо Мне», поскольку смерть – это не конец, смерть – это не то, чего хочет Бог. И этот юноша, и дочь Иаира, и Лазарь, воскреснув, всё равно потом умрут. И поэтому это не решение проблемы смерти, это некая отсрочка. А истинное решение, истинный ответ на проблему смерти, ответ жизни – это Крест и Воскресение Христа.

И это те слова, которыми завершается Символ веры, который мы тоже сегодня будем все вместе петь на Божественной литургии: «Чаю воскресения мертвых».

То воскресение, которое произойдёт не только в конце земной истории, но то воскресение, которое произошло с каждым из нас в момент нашего крещения. То воскресение, которому мы становимся причастными здесь и сейчас во время Божественной литургии.

Аминь.

Текст подготовила Елена Косенкова

 

Воскрешение сына вдовы в Наине. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа

 


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/