Зачем был обрезан Младенец?

 
Фреска
 
 
Фреска "Обрезание Господне"

Что и почему мы празднуем? [1] Календарный этюд Юрия Рубана

«А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было нареченό ангелом прежде Его зачатия», – так предельно лаконично сообщает евангелист Лука о важнейшем для каждого иудея религиозном обряде (Лк. 2:21). Это произошло в Вифлееме, в частном доме (не в Храме!), где Святое Семейство пребывало в течение полутора–двух лет до прихода персидских магов (волхвов) и вынужденного бегства в Египет. Отсутствие подробностей, в отличие от описания евангелистами дня рождения Господа, логично: христианам этот обряд безразличен, и строгий историк Лука (Лк. 1:1–3), очевидно, упомянул о нём лишь ради исторической справедливости. Почему же мы вспоминаем о нём не только на уроках евангельской истории, но всецерковно празднуем 1/14 января?

Прежде всего, необходимость совершения над Иисусом Христом этого ветхозаветного «таинства» с позиций христианского богословия обосновывается тем, что Он пришёл не нарушить Моисеев Закон, но «исполнить» его (Мф. 5:17; Гал. 4:4), доведя тем самым до логического завершения («конец Закона – Христос», – скажет ап. Павел, – Рим. 10:4). Кроме того, «если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нём обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе» [2].

Зачем был обрезан Младенец?

Известный ересиолог Епифаний, епископ Кипрский. Фреска церкви Святого Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония. 1164 год

Святитель Епифаний Кипрский († 403), полемизируя с еретиками (гностиками), отрицавшими реальное (то есть по плоти) боговоплощение, указывал, что «Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]» (Панарий, ересь 30, 27; [3]).

В Новом Завете, согласно ап. Павлу, «не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Знамением спасительного вступления в Церковь Христову (как «Новый Израиль», – Гал. 6:16; Рим. 9:6) становится таинство крещения, заменяющее собой обрезание, хотя последнее и сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, – коптов, эфиопов, яковитов. Православный Требник предписывает нарекать младенцу имя в восьмой день от рождения (при этом читается «Молитва во е́же назна́менати отроча́, прие́млющее имя в осмы́й день от рождения своего»), основываясь в этом на ветхозаветной традиции.

Праздник Обрезания Господня, логично входящий в цикл рождественских праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения и Вочеловечения [4], впервые упоминается уже во второй половине IV века. Более того, на православном Востоке он долго входил в число важнейших влады́чных праздников (позднее названных двунадесятыми) наряду с Пасхой, Рождеством, Богоявлением и другими. Только в списке двенадцати праздников византийского историка Никифора Каллиста († ок. 1335) Обрезание Господне заменено Успением Девы, первым собственно богородичным двунадесятым праздником. В современном русском Православном календаре Обрезание Господне имеет статус великого праздника (как день апп. Петра и Павла, Покров и др.) и совмещается с памятью свт. Василия Великого, потому что он скончался в этот день (1 января 379 года по юлианскому календарю).

Зачем был обрезан Младенец?

«Семь Скорбей Богоматери» — полиптих Альбрехта Дюрера (ок. 1500 г.). Центральная часть (Mater Dolorosa, Мать Скорбящая) сейчас хранится в Старой пинакотеке (Мюнхен), семь боковых панелей — в Дрезденской картинной галерее

Зачем был обрезан Младенец?

«Обрезание Господа» – первая панель полиптиха Альбрехта Дюрера

В Римской Церкви день Обрезания Господня (1 января по григорианскому календарю) является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 году по предложению Богословского факультета Сорбонны) и Октавой Рождества Христова (отдание Рождества). Кроме того, Обрезание Господне значится здесь первой из «Семи Скорбей Божией Матери».

Примечания

[1] Этюд основан на энциклопедических статьях: Рубан Ю. Обрезание. Обрезание Господне // РГЭС. Т. II. 2002. С. 607–608.

[2] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. преемников А. П. Лопухина. СПб., 1912. Т. 9. С. 137–138.

[3] Епифаний Кипрский, св. На восемьдесят ересей Пана́рий, или Ковчег // Творения… М., 1863. Ч. 1. С. 258.

[4] Греческое название праздника подчёркивает обрезание реальной плоти: «По пло́ти Обре́зание (῾Η κατὰ σάρκα Περιτομὴ) Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́». Смысл этого «странного» для христиан праздника (о чём неоднократно приходилось слышать) вполне уясним лишь в контексте всего Рождественского праздничного цикла. См.: Рубан Ю. От Рождества до Сретения: Праздники Рождественского цикла. Изд. 2-е, с испр. и доп.; / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). – СПб., 2019. (Приобрести книгу можно в Книжной лавке Феодоровского собора/церкви (у Московского вокзала) по адресу: Россия, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А. Тел.: +7 (952) 099-87-51.

См. и статьи: https://feosobor.ru/2022/01/mladenec-iz-vifleema/; https://feosobor.ru/2023/12/rimskij-prazdnik-dies-natalis-domini/; https://feosobor.ru/2023/01/bogojavlenie-ili-kreshhenie-k-istorii-prazdnika/; https://feosobor.ru/2023/02/vstrecha-v-sozhzhjonnom-hrame/; https://vk.com/wall-26530430_9195 (статья из ЖМП).