Неделя о Закхее

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 37-ю по Пятидесятнице

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Лк.19:1-10

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Мы слышали сегодня евангельское чтение о Закхее, и это означает, что через 4 недели наступит Великий пост. И хотя формально подготовительные недели к посту начнутся со следующего воскресенья, станет читаться Постная триодь, мы услышим притчу о мытаре и фарисее, но уже в сегодняшнем чтении заложены те идеи, которые мы услышим в приготовительных неделях к Великому посту.

Начальник мытарей, окруженный толпой тех, кто презирает его. Фарисей и мытарь, которые молятся в храме. Блудный сын, ушедший в страну далече и, тем не менее, обретший в себе силы вернуться к Отцу. Страшный суд, где так важна помощь нуждающимся ближним, – то, о чем говорит Закхей в самом конце («…половину имения моего я отдам нищим»), становится основой для оправдания и спасения Богом. И наконец Прощеное воскресенье, то прощение, которое мы видим и в сегодняшней истории. И одновременно воспоминание изгнания Адама из рая – сюжет, который тоже в определенной мере  есть параллель сегодняшнего чтения.

Мы помним, как Адам, вкусив запретный плод, скрылся от Бога; то же самое происходит и в эпизоде сегодняшнего евангельского чтения. Закхей точно так же хочет скрыться, он хочет спрятаться от этой толпы, которая  презирает его, которая ненавидит его по праву, поскольку он тот, кто обманывал эту толпу, кто выманивал у нее с помощью каких-то жестких средств деньги, кто манипулировал этой толпой. И теперь среди этих людей нет ему никакого места. Он точно так же тот, кто хочет спрятаться от Бога, поскольку понимает, что вся его жизнь не имеет ничего общего с Божьим законом, с Его заветами с Авраамом, с Моисеем, с другими патриархами. Она ничего общего не имеет с ними потому, что он, Закхей, по сути дела служит другому – захватническому, языческому государству.

Поэтому Закхей, с одной стороны, «уходит» от этой толпы, поднимаясь над ней (на дерево), уходит от всех, оказывается в одиночестве. Но все-таки где-то в глубине души он, как и Адам, желает быть найденным.

Наверное, еще одну параллель можно провести. Вспомните, как маленькие дети играют с родителями: прячутся где-то в комнате, – они, с одной стороны, действительно скрываются от своих родителей, но тем не менее в глубине души желают, чтобы их нашли. Это главная цель игры, это главное действие, которым должно закончиться вот это кажущееся, на первый взгляд, внешним представление – ребенок должен оказаться в руках мамы или папы. И эта игра, это действие удалось, если мы видим улыбку на лице маленького человека.

По сути дела, с Закхеем происходит то же самое. Где-то в глубине души он желает, чтобы в этом одиночестве и одновременно в этом множестве людей кто-то его увидел, кто-то его услышал и действительно посмотрел на него. Обратил на него взор и тем самым дал смысл его человеческому бытию и его человеческой жизни.

В Евангелии мы видим, в одной фразе Христа, весь тот путь, которым Бог находит человека, желающего, чтобы его нашли. Прежде всего Христос называет его по имени, в определенной мере это такая ирония, насмешка, поскольку Закхей означает «чистый, правильный». Можно перевести это имя именно таким образом. И как раз это имя в качестве зеркала поставляется перед лицом этого человека, чтобы он посмотрел на себя и увидел, что на самом деле он от этого своего имени очень и очень далек. Но, с другой стороны, Христос не называет его «начальником мытарей», он не называет его «грешником», он не прилагает к нему какие-то эпитеты. Это то имя, которое дали ему при рождении, и это то имя, которое будет сопровождать его на протяжении всей жизни, независимо от того, какие грехи он совершил, каким несовершенствами он обладает в данном случае и т.д.

Далее Христос говорит, что для того, чтобы быть найденным, нужно слезть с этого дерева. Нужно уйти из этого искусственного одиночества и вернуться в свое обычное положение, в обычное состояние, поскольку именно там и происходит встреча с Богом, там и происходит встреча со Христом. Причем сделать это нужно быстрее. Нужно «скорее», быстро слезть с этого дерева, как говорит Христос, не просто откладывая эту встречу на понедельник, на 1 число, но новый год, на какие-то другие отдаленные даты, свидетельствующие о нежелании человека быть найденным для встречи с Богом.

И, наконец, важные слова. Христос говорит: «»Я должен», «Мне надлежит», «Мне подобает» сегодня быть в твоем доме!» Но Его никто в этот дом не приглашал… И обычно, когда человек приглашает кого-то в гости, он вначале наводит порядок, он что-то готовит, он хочет представить себя, может быть, лучше, чем есть на самом деле. Он не хочет показать беспорядка неубранной квартиры, невымытой посуды и так далее.

Но Христос говорит о том, что Ему не нужны эти предварительные усилия человеческие, Ему не нужно наведение какого-то внешнего блеска, Он готов прийти к человеку в той ситуации, в которой он находится именно здесь и сейчас. Более того, Он должен это сделать, поскольку это одна из сотни овец, которая потеряна, а вокруг 99, которые не нуждаются в покаянии. И поэтому Сын Божий, который есть воплощенная, явившаяся любовь, – Он не может не прийти к человеку, который особо жаждет этой любви. И входя в этот дом, Христос не возлагает на человека каких-то внешних рамок, не возлагает на него каких-то внешних предписаний и законов. Он не говорит, что «ты должен» делать то-то. Все, что ответил Закхей, – это веление, это отзыв его сердца. Никто не заставляет его отдавать половину имения нищим, никто не заставляет его воздавать вчетверо всем тем, кого он в своей жизни обидел, ограбил, оскорбил, но он делает это, поскольку Бог нашел его.

И вот этот найденный человек старается найти других людей, тех людей, которым плохо, тех людей, которым, может быть, он что-то сделал неподобающее. Он увидел, он испытал, он почувствовал любовь Божию, и поэтому эта любовь Божия не остается в нем, не остается в его доме, но она начинает изливаться на всех других.

И теперь, как найденный Христом, как оправданный, как помилованный, Закхей уже может не прятаться от Бога, поскольку он находится рядом с Ним.

Так и каждому из нас, если мы тоже желаем быть найденными Богом, если мы желаем обрести эту встречу, то независимо от того, какие мы – большие или малые, нам тоже не нужно прятаться от Него, поскольку Он находится рядом с нами и смотрит нам в глаза.

Аминь.

 

Иисус и Закхей. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/