Что такое «Первый Спас»?

 
 
 

Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы даже нецерковным людям. В первую очередь это относится к «Августовским Спасам». Беда лишь в том, что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не кулинарная, и эти неуместные фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения.

Постараемся понять: какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.

Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.
Первое воспоминание – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За названием стоят жизненные реалии давних лет.

В древности в Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест с частицами дерева Голгофского Креста торжественно переносили из царской сокровищницы в храм Святой Софии Константинопольской и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по Востоку, а на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля.)

Второе событие дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацынами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».

В этот же день празднуется память ветхозаветных мучеников Маккавеев – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 годы до н. э). Его инициатором стал сирийский монарх Антиох IV Епифан (175–164 до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там свой жертвенник и совершив жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 г. до н. э.). Капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в идольских жертвах, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1 Макк. 56–57, 60–61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии.
Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они возглавили восстание против тирана и создали независимое Иудейское государство (142–63 годы до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (евр. Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)

Сегодня же – память и ряда других святых, но акцентируются события, о которых мы только что прочли. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).

Мне вспомнился «замечательный» пример народной омонимии. Ко дню 1/14 августа было приурочено веяние мака, отсюда и фольклорный праздник – «Маковей». Можно бы и посмеяться, но следует грустить: за многие столетия христианской истории наш народ так и не смог усвоить азы религиозной грамотности. Поэтому очень многие легко отказались от своей культурной истории, которая началась, по словам академика Д. С. Лихачева, «с крещения Руси».

Народные названия христианских праздников оправданы только в формальном смысле. Праздники с фиксированными датами являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей и радиоточек.) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестаёт носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.

Через пять дней – «Второй Спас», ассоциирующийся для многих лишь с душистыми яблоками и иными фруктами, аппетитно громоздящимися на длинном столе в храме. «Захожане» переминаются с ноги на ногу: «Скорее бы закончилась эта служба с непонятными песнопениями («… славу Свою якоже можаху…» ) и батюшка побрызгал наши фрукты святой водой! Ну, наконец-то покропил!» Теперь их можно везти в офисы и с чувством хорошо выполненного долга угощать сотрудников.

Христос и апостолы были бы этому весьма удивлены, потому что не фрукты занимали их ум на горе Фавор, и не ради освящения «плодов земных» Церковь установила праздник Преображения Господня! Каков же подлинный смысл этого знаменательного торжества? Узнаем в канун праздника.

Юрий Рубан