Святой центурион

 
Мученик Лонгин Сотник. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
 
 
Мученик Лонгин Сотник. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

В день памяти мученика Лόнгина сотника, и́же при Кресте Господни (I в.), – календарный этюд Юрия Рубана.

Сегодня, 16/29 октября, в православном календаре значится память необычного христианского святого, вероятно, первого из язычников, как называли людей, не принадлежавших к еврейской религиозной традиции и поклонявшихся богам, названным позднее «мифологическими». Это – центурион (сотник) римского гарнизона, расквартированного в Иерусалиме в период наместничества префекта (1) Иудеи Понтия Пилата (26–36 гг.). Достоверных сведений о нём мало.

Святой центурион

Изограф Федор Зубов. Лонгин Сотник. 80-е годы XVII в. Храмовая икона для дворцового Верхоспасского собора

Представим себе следующую картину. В пятницу, накануне еврейской Пасхи, у холма под названием Голгофа (евр. gulgolet – череп, голова) нёс караульную службу отряд из трёх воинов – наш центурион и два солдата. Безоблачное небо над ними прорезали тени трех крестов с окровавленными телами казнимых. Внизу находились люди – глумящиеся и встревоженные, равнодушные и плачущие. Кто из них сознавал, что происходит самое важное со времени творения мира и человека – их возвращение в «первоначальное достоинство»: воссоздание и спасение («исцеление»), открывающее дорогу к восстановлению утраченной некогда в грехопадении богочеловеческой гармонии?!

Можно утверждать, что самыми равнодушными, даже скучающими, были именно наши охранники. Для евреев происходившее соотносилось с их национальной историей – для каждого по-разному. Для римлян – нет. Подобное воспринималось недалекими солдафонами просто как вынужденная работа. К тому же здесь они были «при исполнении» и не могли позволить себе такие «невинные развлечения», как немногим ранее, во время разбирательства префектом «дела Иисуса по прозвищу Мессия», обманщика, выдававшего себя за царя. Для них, республиканцев, это было экзотикой Востока, и они «славно повеселились» в претории, где обычно играли в «шутовского царя» и бросали кости – кому «водить».

Святой центурион

Лифостротон. Изображение «игры в царя». На рисунке видна корона, меч и греческая буква «β» (бета)

Археологические исследования показали: на одной из каменных плит Лифостротόна (двора перед домом римского правителя) сохранился круг, поделённый на сектора; в одном – греческая буква «β» (бета, вита), начальная в слове βασιλεύς (басиле́вс, василе́вс) – «царь». Солдаты бросали кости: чья фишка попадала на этот сектор – был «водящим» в игре. Вспомним наши школьные игры. Кто-то отворачивается, закрывая лицо руками, а другие бьют его под локоть, отскакивая при этом. Он должен угадать. Что-то подобное было и там. И здесь как нельзя кстати появился этот избитый и оборванный «царь». Прекрасно, – сказал один из солдат, – вот вам готовый «царь» для игры, Он и будет «водить»! (2) Но сначала нарядим Его по-царски.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали вокруг Него всю когорту и, раздев Его, надели на Него алый плащ. Потом сплели венок из колючек и возложили Ему на голову; вложили в правую руку палку и, встав перед Ним на колени, насмешливо приветствовали Его: «Да здравствует Царь Иудейский»! А потом они плевали в Него и били по голове палкой. Вдоволь наглумившись, они сняли с Него плащ, надели на Него Его одежду и повели на казнь» (Мф. 27:27–31).

А теперь они должны стоять под палящим солнцем до самого вечера. Потом ещё надо добить распятых, снять тела с крестов (оставлять на Пасху нельзя) и бросить их в безымянную могилу для казнимых преступников. Рутинная, скучная работа.

Внезапно из груди измученного ими Иудейского Царя вырвался крик, и голова Его упала на грудь. В это мгновение люди почувствовали, как вздрогнула земля, и увидели змеившиеся между камней трещины. Мир содрогнулся в скорби. Солнце скрыло свой лик, непонятная тьма надвигалась на Голгофу. Воздух стал душным, как перед грозой. Солдаты притихли. А центурион, долго всматривавшийся в лицо Распятого, вдруг воскликнул: «Поистине этот человек был Сын Божий!»

Должно было произойти что-то неслыханное, чтобы суровый офицер, для которого страдания, кровь и смерть были привычным атрибутом его профессии, произнёс такие слова!

Предание называет его Лόнгином. Став христианином, он добился отставки и жил в доме отца. Пилат же направил о нём донесение императору Тиберию и получил указ казнить отступника. Лонгину отсекли голову. Часть мощей святого центуриона хранится в ватиканском храме святого апостола Петра.

Основные варианты предания о святом центурионе в различных христианских традициях можно найти в Православной энциклопедии (М., 2016. Т. 41. С. 429–442) и интернете.

 

 Примечания

  1. Таков его подлинный титул; «прокуратором» его нарекла историческая ошибка. См.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 3-е. СПб., 2014. С. 102.
  2. Шутовским царём, по желанию солдат, мог быть любой приговорённый к смерти заключённый. Подобной «забаве» предавались и стражники на суде у первосвященника Кайафы. «Некоторые из них стали плевать в Него и, закрыв Ему лицо, били по голове и говорили: «Пророк! Угадай, кто Тебя ударил?!»» (Мк. 14:65).

Дорогие наши прихожане и друзья Феодоровского собора! Мы будем рады любой поддержке от вас: 

валюта пожертвования
Мы будем рады небольшой, но ежемесячной помощи - это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы.
Размер пожертвования
100
300
500
1000
Способ оплаты
Банковская карта (₽)
Банковская карта (ЮКасса) (₽)
Банковская карта (₽)
Ваши данные
Укажите ваше имя

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель: Сорокин Александр Владимирович),
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:

1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери».

1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.

2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.

3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.

4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.

5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования

Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери

ОГРН: 1027800010105
ИНН/КПП: 7815003341/784201001
Адрес места нахождения: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А

Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810480000000134
Банк: Ф.ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге г. Санкт-Петербург
БИК банка: 044030704
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810200000000704

настоятель
Сорокин Александр Владимирович

Соглашаюсь с офертой

Согласие на обработку персональных данных

Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://feosobor.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://feosobor.ru/personal-data-usage-terms/.

Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери», которой принадлежит сайт https://feosobor.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.

Персональные данные пользователя не являются общедоступными.

1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://feosobor.ru.

2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери»;
• Политика обработки персональных данных.

3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.

6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.

7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://feosobor.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.

8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – volchkov.81@gmail.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://feosobor.ru.

9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.

10. Место нахождения организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» в соответствии с учредительными документами: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А.

Соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Перенаправление на безопасную страницу платежа...