Сколько нужно времени, чтобы прочитать Евангелие

 
 
 

Чтобы узнать друг друга лучше, рассказываем истории наших прихожан.

Она жила во французской общине, но лишь укрепилась в православной вере. Она организовывает «феовыезды» и помогает в ведении евангельских групп на катехизации. Мы поговорили со Светланой Безрученко о Евангелии, служении и о том, как пригласить Христа в свою жизнь.

— В моей истории нет начала. Совсем не помню момента рождения веры. Она всегда была в детстве, как какое-то знание о Боге. Я уверена, что знание Бога есть у всех, просто мы его немножко теряем. Вот и в моем детстве, мне кажется, оно было, но я не знала Бога лично. 

Меня крестили в детстве, в советское время, когда это не приветствовалось. Крестила бабушка: для этого увезла куда-то. В церковь мы не ходили, а бабушка была верующей, и ей было приятно, что я знала молитвы. Потом мы уехали в Россию, а она осталась в Белоруссии, так что виделись с ней уже редко. 

— А в сознательном возрасте что для тебя была вера, Церковь?

— Абсолютно об этом не думала… вплоть до 5-го курса университета. В студенческое время я, скорее, придерживалась широкого взгляда на веру: да, Бог есть, но видим мы Его все по-разному. Это был, наверное, мой путь к Христу. Я читала обо всех религиях, интересовалась всем и постепенно пришла в Церковь. Но не в церковь в смысле «храм». Я верила в Бога, но не ходила в храм. Для меня церковная архитектура не имела никакого значения, пока однажды я не увидела проявлений одержимости во время «отчитки» в одном псковском храме. 

Я поняла, что церковь — это не просто здание, что там есть реальная духовная сила. Всё, что есть в храме — обряды, иконы, облачения, — не просто атрибуты, а проводники какой-то силы, которая вызывает определенные реакции. Меня потрясли проявления духовной борьбы в человеке. Это было очень сильным впечатлением. 

Войти и вечерять с Ним

— После этого ты пришла в храм?

Сколько нужно времени, чтобы прочитать Евангелие— Наверное, да. Мой путь к Церкви начался на 5-м курсе, это был 2004 год. Я начала петь в хоре, интересовалась литургикой, церковной жизнью, но это был пока просто интерес. Я ещё только входила в огромное церковное пространство. 

Поиск живого Бога, наверное, произошел через год после вхождения в Церковь. Я следовала всем правилам, соблюдала посты, и в какой-то момент пришло осознание, что возможно нечто большее. Однажды моя подруга рассказала, что ходила на какую-то встречу, где говорили о важности личных отношений с Богом. Меня это потрясло: «Как это? С Богом можно иметь личные отношения?» С этого момента начался мой путь к живой вере. 

— Ты считаешь достаточным, если человек почувствовал жажду личных отношений с Богом, просто обратиться к Нему, пригласить Его в свою жизнь?

— Считаю, что это и есть точка отсчёта. Мы открываем дверь, и тогда Он сможет войти, сможет действовать. Как говорится в Евангелии: «Я войду и буду вечерять с ним». Но ключевой момент — открытие той самой двери, и открыть можешь её только ты сам. 

— В твоих словах мне послышалось противопоставление. Дескать, я исполняла все правила, пела в церковном хоре, а потом стала искать живого Бога.

— Для меня тут нет противопоставления, это этапы жизни. Если сравнить с входом в огромный храм, то, получается, как будто я сначала смотрела просто на стены, на иконы, слушала музыку. А потом вошла во внутреннее духовное пространство, которое за пределами правил и предписаний. 

Думаю, что предписания нужны всем на начальном этапе, а потом ты сам начинаешь действовать — с ними или без них. И просто жить со Христом.

Мы все — огромная семья

— Я знаю, что ты ездила в общину Chemin Neuf (Новый путь) во Францию. Расскажи, пожалуйста.

— В 2008 году вместе с друзьями из «Феомолодежи» я поехала познакомиться с этой общиной. Мы были увлечены идей общинной жизни, полной посвящённости Христу, как это было во времена ранней Церкви. Приехала я тогда всего лишь на два дня, просто посмотреть, как они живут во Франции, в аббатстве Откомб. Но у меня возникло чёткое ощущение: «Ты должна сюда вернуться». Бывают в жизни такие моменты, когда нет сомнений, каким будет твой следующий шаг. 

Сколько нужно времени, чтобы прочитать Евангелие

Община позвала меня познакомиться с ними поближе, пожить там. У нас это называется «трудничество». В этом аббатстве проводят обучение для молодёжи. Я не говорила по-французски, но жила там, трудилась, была частью малого братства. В целом я прожила там полгода. 

В этой общине я открыла для себя очень многое о своей и других конфессиях. Это колоссально расширило мои горизонты, я увидела братьев и сестёр из других стран, других церквей, увидела, что мы все едины, все объединены во Христе. Мы все — огромная семья. 

Большая боль, что мы друг друга вообще не знаем, часто презираем. Меня ранило, что и они не знают Православную Церковь, а у меня какие-то предрассудки о других конфессиях, в частности протестантах. Но я увидела так много искренне верующих людей, так много огня веры в них! То, что нас объединяет, превосходит то, что нас разделяет. 

— Изменилось ли у тебя отношение к своей Церкви? 

— Мне часто задавали вопрос: ну что ты там, «окатоличилась»? Наоборот. Выход за пределы своей зоны комфорта очень развивает. Я там, мне кажется, узнала православие больше и лучше. Потому что голова работает по-другому, начинаешь думать: «А чем мы отличаемся? В чём наши установки? В чём наши культуры, традиции?» Там я читала о православии намного больше, чем здесь. 

— Были ли мысли перейти в католичество? 

Никогда. Мы должны быть там, где были призваны. Я пришла ко Христу в православии. Я рождена в вечность в православии. У меня никогда не было сомнения, мысли переходить куда бы то ни было. 

Сколько нужно времени, чтобы прочитать Евангелие

Книга, которую нужно прожить

— Ты организовывала «феовыезды», наверное, это очень сложное служение?

— Нет, для меня всё было легко и радостно. Я была частью приходской команды, к тому же реализовывала свои навыки. Сейчас я координирую евангельские группы, которые собираются после оглашения, чтобы встречаться, узнавать Писание через формат молитвенных чтений.

— Насколько важно служение для христианина?

— Есть дела Бога и дела для Бога. Есть то, что Господь Сам хочет делать и делает это через нас. Мы являемся Его инструментом. Когда ты что-то делаешь, и это делается легко, ты служишь Богу в этот момент. А бывает, что взваливаешь на себя какую-то ношу… вроде бы во имя Бога. Но это приносит меньше плодов, чем истинные дела Господа.

— Ты читаешь Евангелие уже много лет с группами оглашаемых. Сколько нужно времени, чтобы, наконец, «прочитать Евангелие»?

— Евангелие — это книга, которую невозможно прочитать, её нужно прожить. Мы её проживаем всю жизнь. Эти слова должны в нас прорастать. Для этого мы и проводим евангельские чтения — регулярно, раз в неделю. Я и сама стараюсь читать Евангелие каждый день, побыть немножко с этими стихами, поразмышлять. 

Евангелие имеет удивительное свойство — каждый раз по-новому о чём-то говорит. Удивительный эффект! Как будто впервые слышишь эти слова, они отзываются в сердце по-новому, в сегодняшней ситуации, хотя читала их сотни раз. 

Сколько нужно времени, чтобы прочитать Евангелие

— Скажи, пожалуйста, как ты относишься к духовному наставничеству? Или между человеком и Богом не должно быть посредника?

— Наставничество и духовничество — один из способов предотвращения гордыни. Соблазнов в духовной жизни много, и самый страшный — это свое «я», когда перед Богом мне никто не нужен. Духовные ориентиры должны быть. Важно понимать, что ты не достиг тех высот, которых достиг другой. Признавать, что есть те, к кому можно обратиться за советом — куда идти, к чему стремиться. Иметь духовные ориентиры и наставников — важно.

— Чего бы ты хотела пожелать Феодоровскому собору и всем нам, его прихожанам?

— Знаешь, до прихода сюда я год искала свой храм: чтобы был ближе и к дому, и к работе. Но ни в одном храме не находила такого общения, как в Феодоровском. Здесь я сразу стала частью прихода. 

Что хочу пожелать? Надеюсь, что вернутся времена больших встреч, «феовыездов», которые нас будут еще больше объединять. Я пришла сюда, когда была еще открыта церковь Новомучеников, когда был маленький приход, люди все друг друга знали. Сейчас нет этого единства, потому что приход стал намного больше. Но хотелось бы, чтобы по-прежнему устанавливались тёплые связи между людьми, которые стоят рядом друг с другом на Литургии.

Беседовала Анна Ершова

Расшифровку подготовила Мария Беляева