«Пост для святых и несвятых». Лекция протоиерея Димитрия Сизоненко

 
 
 

Расшифровка лекции подготовлена силами волонтеров информационного служения Феособора

Наши встречи проходят под общим девизом «Христианство только начинается», нам хотелось бы на какие-то старые, традиционные вещи взглянуть новым взглядом для того, чтобы понять: христианство сказало свое последнее слово или, может быть, есть что-то еще новое в том, что Христос принес в этот мир, о чем говорит Евангелие, что сохранилось в традиции Церкви? Есть ли что-то новое, что может по-настоящему помочь современному человеку обрести себя, обрести покой, то, что он ищет, — радость, счастье? Или все это стало очень традиционными «консервами», малопригодными для употребления?

Тема поста является для этого очень благодарной почвой. На самом деле пост возвращается в жизнь современного человека под разными видами, и сегодня мы попытаемся поговорить обо всем сразу. Не будет какой-то стройной логической системы, будет нагромождение отдельных мыслей, и то, что вам откликнется, покажется разумным, достойным внимания, то вы и возьмете на вооружение, потом будете размышлять над этим. А что покажется знакомым и уже давно пережеванным, то можно спокойно оставить в стороне.

Пост: опустошение чего?

Чаще всего разговор начинают со значения слов. Слово «пост» в греческом языке означает «опустошать» и «очищать». В этом смысле пост и опустошение действительно однокоренные слова, и тут встает вопрос, что опустошать и для чего. Цель поста во всех религиозных практиках и в практиках философий Востока (греческие философы тоже постились) состоит в том, чтобы внутри тебя образовалась некая пустота, некое свободное пространство. Зачем? Чтобы из этого возникло что-то новое. И конечно, это прежде всего относится к нашему телу, к нашей телесности. Очень часто думают, что христианство — это религия пренебрежения к плоти, осуждение плоти. Это большое заблуждение и даже досадное недоразумение. Пост совершается не потому, что мы с пренебрежением относимся к плоти или умерщвляем ее, а наоборот, из любви к плоти. И вот это интересно, потому что наша плоть является важной частью нас самих. 

В русском языке мы говорим: «У нас есть тело». А в других языках, например в восточных, это сказать невозможно, у них так: «Я и есть тело. Тело это я». Все, что мы можем предпринять в отношении своего тела, имеет большие последствия для ума, для духовного состояния. Именно поэтому пост совершенно необходим для нормальной духовной жизни.

Самая простая задача поста — это, конечно, разбудить некий голод в нас, который, в свою очередь, пробуждает жажду Бога. Вдруг приходят в движение какие-то другие силы души, и это очень важно. От чего нужно опустошить? Например, мне в данный момент кажется очень актуальным опустошить свое сердце от тщеславия. Потому что, живя в большом городе, ты все время оказываешься как на ярмарке тщеславия, нужно всегда быть на высоте ожиданий окружающих, на высоте собственных ожиданий, получать какой-то приятный отклик. И постоянно сердце как будто наполняется какими-то токсинами. Только этого чуть-чуть не хватает, сразу ощущение, как это тяжело и горько.

Вот и задача, в частности, — опустошить себя от тщеславного сердца. Я к этой теме буду возвращаться в течение всего вечера, поскольку сейчас это, извините, у меня как навязчивая идея. Но, может быть, и вы найдете в этом какое-то рациональное зерно. 

Тело, которое хотя бы в некоторой степени истощено аскезой, не очень уютно себя чувствует с тщеславным сердцем. В тот момент, когда вы истощены физически, вы понимаете, что ваше сердце не хочет тратить оставшиеся силы вот на это тщеславие, или на эгоизм, или на претензии, или на амбиции, вам после этого нужно будет восстановиться. И это становится благодатным моментом.

Очень часто, когда человек переболеет чем-то, например, несколько дней вынужден пролежать в постели, в конце он вдруг понимает, что это были прекрасные дни, потому что происходила какая-то внутренняя работа, и он вышел из нее немного другим человеком. Не только физическое исцеление происходит, но что-то еще другое рождается.

В частности, такая работа освобождает нас от собственного тяжеловесного эго, которое все время голодает — в больном значении этого слова. Ему все время мало, и это такая неутолимая жажда совершенно не того, что по-настоящему может его наполнить.«Пост для святых и несвятых». Лекция протоиерея Димитрия Сизоненко

Другой очень важный критерий: пища — это такая лакмусовая бумажка. Как только у нас какие-то проблемы в жизни, нам неспокойно, мы либо теряем аппетит (это знак, что начинается, возможно, депрессия, и нужно быть осторожным), либо начинается булимия, ты не можешь успокоиться, поэтому все время приходиться есть, чтобы успокоиться.

Таким образом, пост как воздержание от пищи или ограничение себя в пище касается каких-то неврологических узлов нашего бытия и состояния нашей души.

Молитва и милостыня — крылья поста

Следующий маленький сюжет — ради чего пост, и это будет отчасти связано вот с этим тщеславным сердцем. Для того чтобы научиться любить. Пост, точно так же, как и молитва, так же, как и дела милосердия — это триединое делание. Это очень важно понимать, и у многих древних авторов: у Блаженного Августина, у Петра Хрисолога пост, молитва и милость — три вещи, которые идут всегда вместе. Они представляют собой единую реальность. 

Попробуем с этим разобраться и понять, как это работает, потому что одно питает другое, и все это взаимосвязано, точно так же, как и в тринитарном богословии ипостаси Пресвятой Троицы, такой круговорот любви. Пост, молитва и милость — способность любить. Причем любить не эгоистически, а любить по-человечески, заботясь о другом человеке, не просто удовлетворяя свои фантазии, желания, страсти, а понимая, в чем он хрупок и в чем он по-настоящему нуждается. И именно этому и помогает пост.

Блаженный Августин говорил, что «молитва и милостыня — это крылья поста». Милостыня и пост — крылья молитвы, молитва и пост — крылья милостыни. Поскольку он автор тринитарного богословия, он ту же модель применил и здесь, для того чтобы показать, что это вещи взаимосвязаны. Потому что, постясь, мы можем отвлечься от самих себя для того, чтобы перенести центр внимания на Бога. И на самих себя тоже, но в каком-то другом измерении, в другом качестве. Или на своих ближних, в частности, — стать более милостивыми, добрыми, снисходительными, видеть других не только со своей колокольни, но понимать изнутри. Поэтому настоящий пост разрушает эгоцентризм.

В древних чинопоследованиях Великого поста, как ни странно, встречается чтение о Преображении. Тут вопрос: а какое отношение Преображение, Фаворский свет имеет к реальности поста. Ответ: самое прямое, потому что там участвует как минимум три персонажа, которые сорок дней постились в пустыне, полностью постились, по-настоящему, то есть познали, что такое пост. Все это и вписывается в рамки Преображения, указывает на то, что, если мы хотим поститься согласно духу Священного Писания, то оказываемся в сообществе таких людей, как Моисей, Илия, пророк Даниил. А еще Эсфирь — прекрасная история, потрясающий образ того, как пост укрепляет силу души и обаяние женщины.

Поэтому христианский пост не для умерщвления плоти, а для преображения. И пост не для того, чтобы ослабить плоть, а наоборот, ее укрепить. Он по-настоящему должен ослабить только наши пороки, в частности, тщеславное сердце, или какие-то непомерные желания. И укрепить то, что действительно относится к нашему духовному телу. И для этого нужно вести духовную борьбу.

О том, как пост укрепляет плоть, есть интересное свидетельство в житии Антония Великого. Он, как вы помните, в молодости раздал все свое имущество для того, чтобы уйти к аскетам, поступить в их общину. Сестру он оставил на попечение девственниц и на 20 лет удалился в полный затвор. Но современники его, товарищи, были страшно любопытными, и им очень хотелось его увидеть. В один прекрасный момент, по истечении 20 лет, они взломали дверь его кельи для того, чтобы увидеть, что там происходит. И святой Антоний перед ними предстал с лицом ангела, то есть у него лицо было сияющим, преображенным молитвой и созерцанием. 

И это тоже замечательный знак того, что даже когда мы слушаем просто красивую музыку или читаем стихи, то наше лицо преображается. Мы становимся одухотворенными и очень привлекательными. А тем более святые, которые себя посвящают такой аскезе. Вот и Антоний Великий объясняет, что аскеза состоит не в том, чтобы презирать плоть, наоборот, в этой плоти воплотился Бог, и тело всякого человека должно быть преображено, обновлено, передано во власть Святого Духа. Тело очищенное может уже в этой жизни приобрести духовную силу, приобрести часть духовного света, которую мы в полной мере можем получить в момент воскресения всех праведников. То есть это уже такое малое воскресение. 

Вообще, что такое духовная жизнь? Это в том числе какие-то телесные практики, если хотите применить такое понятие, которые способствуют преображению.

Пост не бывает индивидуальным

В христианстве, если быть еще более близким к самому центру, любой пост имеет отношение к Евхаристии. Не зря перед Евхаристией всегда хоть какой-то пост люди держат, кто сколько может, кто как воспитан. Всякое воздержание — ради праздника. И особенно, когда великие праздники — Рождество, Пасха или Успение Божьей Матери, праздник Святых Апостолов. Это праздники торжествующей миссии Церкви, и они всегда совершаются подготовкой или воздержанием. 

Всегда нужно понимать, что ради чего делается. Воздержание — ради большей любви, не ради лицемерия, не ради фарисейства, ради чего-то большего. Всякая аскеза, в том числе и супружеское воздержание, если кто-то его соблюдает, — это то, что, наоборот, только очищает и усиливает чувства, в частности, очищает их вот от этого неприятного эгоизма. 

Я скажу вещь немножко личную: чем дольше ты живешь, тем меньше новых друзей у тебя появляется. 

Недавно общение с одним человеком заставило меня задуматься об этом: почему с годами иссякают те силы души, которые способны к дружбе. Такой дружбе, которая бывает в детстве, или в юношестве, или на войне, или во время учебы, когда есть какая-то общая цель, общий вектор в жизни, какие-то общие надежды, стремления. Постепенно получается, что круг людей, который к чему-то стремится, все время сужается, и людей, способных к дружбе, когда друзья друг друга поддерживают в каком-то духовном порыве, становится все меньше. Остаются друзья из прошлого — те, с кем просто ты вместе был молод. Вот почему так? 

Мне кажется, потому, что этого «эго» становится все больше. Это как токсины, которые с годами накапливаются в организме, как разные аномалии, болезни. А пост и всякие такие потрясения способствуют какому-то обновлению. И это прекрасно… 

«Пост для святых и несвятых». Лекция протоиерея Димитрия Сизоненко

Пост в Церкви всегда совершается в сообществе, он никогда не бывает индивидуальным. Может быть, вы сталкивались с этим или сами так поступали: если кто-то из ваших близких болеет и вы очень переживаете за него, вам важно хотя бы на один день отказать себе в чем-то, и чтобы ваша молитва и ваша любовь к этому человеку укрепилась еще и такими ограничениями. Они только усиливают молитву и усиливают настоящую любовь, в том числе освобождая от ненужного ощущения удовлетворить какие-то свои эгоистические запросы — питать собственные эмоции или свою потребность кого-то любить или кем-то восхищаться.

Вот поэтому поститься, как и молиться за кого-то, — это очень хорошая вещь, и это приносит благо и тому, кто это делает, и тому, ради кого это делают.

Отучиться от тяги к шоколаду или алкоголю

Другой вопрос, связанный с почти психотерапевтической практикой. Например, вы очень любите шоколад, а пост как раз показывает наши слабые места — такое МРТ, которое диагностирует слабые точки, для того чтобы мы могли с ними что-то сделать. Например, вы любите шоколад, вы просто покупаете себе самый лучший шоколад и кладете его на самое видное место. Вы хотите его распечатать, но пусть он несколько дней полежит. Просто ходите вокруг него, облизывайтесь, а потом съешьте. Ну, чтобы почувствовать, что действительно вы любите шоколад, а не просто что-то заедаете. Точно так же с вином. Есть совершенно изумительные истории из практики владыки Антония Сурожского, как он какую-то женщину отучил от алкоголизма. Она ему потом говорит: «Вы все испортили, мне хватает полбокала вина на целый вечер, а раньше бутылки не хватало».

Вот уроки мудрости, которые дает такая простая вещь, как пост, или воздержание.

Наполниться атмосферой ожидания

Рождественский пост, как и Великий пост — конечно, несет ощущение, что сам этот предпраздничный период года как будто священный. Я, например, очень люблю подарки, и мне нравится, когда люди друг другу дарят подарки, в этом есть что-то совершенно изумительное. Главное, чтобы эти подарки были от сердца и действительно были наполнены каким-то духовным смыслом, чтобы это был знак, что другой человек тебе дорог, что ты понимаешь, чем он интересуется, что ты хочешь ему подарить часть самого себя, свою любовь, свою радость. Поэтому подарки — это замечательно. 

И вот посреди всей этой предпраздничной суеты, покупки подарков, очень важно временами ощущать какой-то внутренний покой и торжественность, чтобы не быть поглощенным круговоротом и чтобы осталась эта глубокая радость ожидания того, что что-то должно совершиться, немножко как в детстве. У Рильке есть рассказ на эту тему: ребенок вспоминает, как в детстве ждали гостей, как все начинали волноваться еще задолго до того, как человек появится, как в доме все убиралось и как дети ждали того, что кто-то должен прийти. Вот так же Рождество наполняется атмосферой ожидания, как ждут долгожданного гостя с волнением и трепетом.

Зачем это нужно? Чтобы не воспринимать Боговоплощение просто как какой-то догмат, а действительно принять это как истину, что Бог хочет сделать самый роскошный подарок, какой Он только может сделать человеку, — подарить Самого Себя. Собственно, это то, что мы повторяем, совершая подарки для своих близких, — мы дарим частичку самих себя.

Бог, став человеком, приняв человеческую плоть, приносит Себя в подарок, и поэтому праздник Рождества имеет какое-то бездонное значение, потому что понять, что такое Боговоплощение, мы никогда по-настоящему не сможем.

Итак, пусть Рождественский пост пусть будет таким священным временем, действительно адвентом, как принято в католической практике, — то есть что-то начинается, что-то приближается, что-то стоит на пороге. И пусть действительно будет ощущение какого-то обновления нас самих, мира, а для этого нужны моменты молитвы, размышлений, тишины, созерцания.

Пост — это искусство слушать свое тело

Недавно здесь же прошла лекция гастроэнтеролога Артура Бернацкого. Время от времени я от него получаю уроки такой потрясающей мудрости, которых я от священников не всегда могу услышать. Например, он говорит о том, что тело нужно слушать. К нему как к доктору обращаются люди с серьезными расстройствами, большинство из них нуждается в антидепрессантах, хотя они этого не подозревают. Допустим, приходит к Артуру Степановичу пациент, и он, врач, ему говорит: «Вы знаете, у вас очень тревожный диагноз, вам нужно поменять работу. Вы где работаете?». «Я работаю брокером на бирже». «Это несовместимо вообще с жизнью». «Доктор, я к вам пришел не для того, чтобы вы мне лекцию читали. Я пришел, чтобы вы мне прописали лекарство, потому что менять работу я не собираюсь». 

Вот и пост — это тот момент, когда вы себя в чем-то ограничиваете и прислушиваетесь к своему телу, что оно вам говорит, потому что тело всегда знает правду о нас, а мы иногда от самих себя скрываем правду. Ну, например, работаем на какой-нибудь токсичной работе, но нам нужны деньги, поэтому мы готовы заткнуть тело любыми таблетками, чтобы оно нам о себе не напоминало никакими болезнями. А в глубине тела есть какое-то наше внутреннее «я», которое о себе напоминает в какие-то моменты, и очень важно время от времени входить в контакт с этим «я» — для того чтобы быть в гармонии с самим собой. Ну, хотя бы себя не обманывать.

Интересно, что в этом смысле пост идеально рифмуется с молитвой, ведь молитва — это тоже не просто когда мы произносим какие-то слова или их зачитываем, молитва — это собеседование души с Богом. Это даже не словоговорение, а именно беседа. Более того, молитва — это прежде всего способность слушать Бога. Вот точно так же, как в молитве мы слушаем Бога, совершая пост, мы слушаем свое тело. И поэтому тело становится той тропинкой, которая ведет нас к каким-то реальностям, которые обычно от нас ускользают. 

Десять процентов нашей радости

Даже неверующим людям интересно, что, тратя минимальные ресурсы, ты можешь извлекать максимум удовольствия, максимум счастья. Просто перестать слишком много употреблять пищи или каких-то удовольствий или развлечений, ограничивать себя для того, чтобы понять, насколько можно быть счастливым, тратя меньше ресурсов. А то, что остается как бы сэкономленным, — кому-нибудь дарить. Потому что психологически это тоже очень важно. 

Психологи говорят, что тратить 10% дохода на подарки необходимо для душевного равновесия. Получая какую-то обратную связь, мы понимаем, что эти деньги потрачены не напрасно. Имело смысл их зарабатывать. Подарки как бы очеловечивают нашу жизнь. Поэтому дела милосердия важны даже просто с человеческой, психологической стороны — для того, чтобы быть в душевном равновесии и гармонии.

Когда наблюдаешь верующих людей, то видишь, что некоторые люди искренне радуются, когда начинается пост, и, наоборот, немножко с тяжестью в душе думают, что он скоро заканчивается. По себе тоже знаю, что Рождественская ночь, когда все идут разговляться, одна из самых мучительных: ты начинаешь есть такую тяжелую пищу, от которой тебе худо. И вот ты уже не рад, на самом деле это портит праздник.

Поэтому входить в любой пост, как входят на какой-то праздник, на какое-то торжество, на какое-то новое приключение, мне кажется очень полезным и очень важным.

Поститесь как умеете

Как поститься? Поститесь как умеете, поститесь по максимуму, как предписывает Церковь, или так, как можете, пусть это ограничится одной неделей или сроком чуть больше, воздержанием от любых вещей, которые просто в вас разбудят силы души — от мяса, алкоголя, кофе, шоколада, кто от чего зависит. С этим просто интересно поработать, потому что в действительности пост — это всегда ради большей свободы. Мы легко оказываемся в рабстве у того, что называется «культура потребления», на самом деле, ненасытного потребления. И вдруг ты обретаешь какую-то внутреннюю свободу, и это прекрасно.

Какую выгоду можно получить из поста? Прежде всего, ощущение внутренней свободы, легкости и понимание того, что не нужно свои фрустрации, свой стресс в повседневной жизни заедать. А лучше искать какие-то другие способы обрести внутреннюю свободу и равновесие. И, конечно, самый прекрасный результат поста — это восстановление отношений с Богом.

Когда ты ешь более легкую пищу, то даже сны становятся более легкими и прозрачными. Вы лучше высыпаетесь, даже сознание проясняется. В идеале приходит такое стихийное желание молиться, молиться в смысле испытывать близость к Богу, войти с Ним в какое-то соприкосновение, общение, может быть, молчаливое. Это как в фильме «Париж, я тебя люблю»: вдруг поняла, что не только я люблю жизнь, а и она любит меня. Такая вот обратная связь.

И пост, и любой момент внутренней тишины, покоя — это то, что нам позволяет пережить то состояние, от которого внешняя жизнь нас всячески отвлекает.

Приятно поститься с кем-то. Наверняка у вас бывали такие моменты, когда пообщаешься с каким-нибудь убежденным вегетарианцем, ну не таким вот узколобым, а каким-то романтическим, светлым, — и потом хочется тоже быть, как он.

Поэтому пост — дело коллективное, то, что создает какую-то общность между людьми.

«Пост для святых и несвятых». Лекция протоиерея Димитрия Сизоненко

 

На Западе сейчас очень популярная тема: на неделю по возможности уезжать в какой-нибудь монастырь. Туда приезжают и верующие, и неверующие, для того чтобы пребывать в посте под руководством специалистов. И наполнять это освободившееся время размышлениями, разговорами, какой-то духовной пищей. Потому что очень важно, когда уходят токсины, не забивать их чем-то другим, еще более губительным. В России этого очень мало, но, в принципе, даже живя повседневной жизнью, такое вполне можно делать.

Поститься за близких и за врагов

Пост помогает ослабить объятия нашего «эго» для того, чтобы понять, что такое самость. Есть вот это наше маленькое «эго», ненасытное, которое все время чего-то ждет от других и ищет свои проекции в других. И есть самость — наше здоровое «эго», когда действительно мы «сами». «Аз есмь сам», то есть я понимаю, что это я, а это другой человек, и я его воспринимаю как другого человека. Особенно это важно в отношении тех, кого ты любишь, кто твои друзья. Всегда есть соблазн с кем-то слиться или на кого-то влиять.

И поэтому пост даже в супружеских парах помогает навести какую-то ясность, бескорыстность и деэгоцентризацию отношений, если хотите.

Интересная тема, что можно поститься и за врагов. В Библии есть персонажи, которые постятся за своих врагов. Зачем они это делают? Для того чтобы не быть заложниками ненависти к ним, потому что тот, за кого ты постишься, перестает быть твоим врагом. Пусть он не становится твоим родственником, но, по крайней мере, какой-то порочный круг злобы, ненависти разжимается и, может быть, туда проникает что-то божественное, и тогда вообще все может перемениться.

Пусть пост поможет одолеть склонность к соперничеству, к желанию подчинять себе других, удовлетворять какие-то свои новые потребности. Все это дает новую свободу.

Очень хорошо пост сочетается с молитвой: моменты тишины, покоя, которые освобождают нас от суеты, нужно наполнить какой-то молитвой. Кто-то творит Иисусову молитву, это прекрасно работает, кто-то просто отдыхает в присутствии Бога — слушает тишину, которая рождается в глубине сердца. Это все здорово. 

Есть молитва, которую я очень люблю, — молитва святого Патрика. Это как медитация: не факт, что вы ее оцените, но она мне нравится тем, что это как какое-то заклинание, повторение ритмичных слов.

Христос со мной, Христос во мне,

Христос предо мной, Христос позади меня,

Христос рядом со мной, Христос приглашает меня,

Христос рядом, чтобы утешить меня и исцелить,

Христос подо мной, Христос надо мной,

Христос в тишине,

Христос, чтобы помочь мне в опасности,

Христос в сердцах тех, кто думает обо мне,

Христос в устах друга и незнакомца,

Христос во всех глазах, которые видят меня,

Христос во всех ушах, которые слышат меня,

Сегодня я встаю с помощью этой Божественной Силы,

Призываю Троицу,

Верую в Троицу, признавая единство Творца мира.

Аминь.

Такая молитва просто помогает погрузиться в состояние, в котором, куда бы ты ни пошел, ты всегда в объятьях Бога и потому можно ни о чем не беспокоиться. Наверное, психоаналитик сказал бы, что это сродни океаническому чувству — очень красивая метафора. Океаническое чувство — это когда младенец в утробе мамы. Он в таком безбрежном океане, и ему ничего не страшно. Это состояние защищенности, покоя — океаническое чувство, которое навевают такие молитвы.

Поститься в ожидании Жениха

Всякий пост — это для того, чтобы в конце концов открыться Богу. Поэтому Христос говорит о том, что, когда Жених отнимется, ученики будут поститься в ожидании Жениха. Так же, как Сам Христос постился сорок дней в пустыне, как еврейский народ постом умоляет Бога о прощении, как Моисей постится сорок дней, прежде чем увидеть Бога лицом к лицу, получить скрижали Завета и говорить с Ним, как друг говорит с другом.

У владыки Антония была ежегодная практика приходского говения — люди вместе собирались и проводили день в духовных размышлениях, общении, тишине, употребляя скромную пищу. Иногда такие говения заканчиваются тем, что каждый домой уносит хлеб, которым питается потом следующий день. Иногда в семье самая простая пища, которая остается после таких встреч, сопровождает этих людей и на следующий день для того, чтобы оценить то прекрасное, что есть в жизни. 

И самое главное — это, конечно, понять, что человек жив не только плотской пищей, физической пищей. И от того, что ты себя будешь набивать этой пищей, не факт, что ты будешь более живым. Человек — это дух, и как дух он жив той силой, которую ему дает Бог. Потому постное опустошение — это одновременно попытка пробиться к каким-то внутренним источникам силы, которые скрыты в глубине самого себя. 

Мне кажется, сейчас эта тема очень популярная, многие говорят о психологии глубин, и это то, что христиане с древности практиковали с удовольствием. Если вы роете колодец, то не будете брать воду из грунтовых вод, они непригодные для питья, нужно копать вглубь, там, где артезианские воды, где мировой океан. И пост — это возможность прокопать такую скважину для того, чтобы вкусить чистой воды. Самопознание соединения с Богом, с ближним.

Да, все это прекрасно, но я всегда себя чувствую человеком, который показывает этикетки от хорошего вина. Лучше это вино пробовать, чем рассматривать этикетки. Поэтому если вы на что-то вдохновитесь, то просто попробуйте это в жизни.

Вкус первого яблока

Пост — это не только физическая пища, это все, что вас отвлекает в жизни, все, что наполняет шумом, токсинами всех видов. И когда ты начинаешь себя в этом ограничивать, то это превращается в борьбу, потому что поднимаются другие силы, которые говорят: «Нет, я этого хочу. Я не могу сидеть дома, если радио молчит; я не могу сидеть в машине, если динамик не дребезжит так, что уши закладывает». Но здорово в какой-то момент себя этого лишить для того, чтобы вкусить еще какую-то другую сторону бытия. То, что это всегда как некая война, война с самим собой, мы видим в истории искушения Христа в пустыне. Слово «искушение», или «испытание», — это на самом деле «агония», то есть настоящая борьба, борьба не на жизнь, а на смерть. И конечно, такой пост на каком-то этапе может перестать быть просто каким-то удовольствием или легкой естественной практикой, а становится действительно борьбой. Но это стоит того.

И кто занимался таким голоданием, даже если это просто голодание, тот помнит, какой вкус имеет первое яблоко, которое тебе дают. Во-первых, ты его не сможешь съесть целиком, оно кажется невероятно ароматным, потому что прочищаются какие-то каналы внутри нас, которые отвечают за восприятие красок, мыслей, звуков. 

В конце концов, смысл поста в том, чтобы усилить в нас вкус к Богу и восприятие Бога — то, что у нас очень часто забивается повседневной жизнью. И это тоже опыт того, чтобы понять, что Царство Божие действительно внутри нас. Оно уже здесь на этой земле, мы можем предвкушать блаженство духовной жизни, прибегая к совсем простым вещам, просто выйдя из городской суеты. Но обязательно всегда помнить, что пост никогда не бывает ради самого себя, он в идеале всегда с молитвой.

Если не с молитвой, хотя бы слушайте какую-то музыку или читайте какие-то книги, чтобы была духовная пища. И конечно, открытость к другим, потому что подарки, милость, доброта, человечность — это то, что наполняет смыслом все вместе. 

Небольшая цитата Гюстава Тибона, французского философа:

«Каждый день похож на сад. Возделывать этот сад возложено на нас. Поскольку у нас нет возможности расширить его площадь (то есть мы не можем искусственно добавить к нашей жизни новые дни, сколько есть — столько есть), задача — выбрать правильные семена и очистить травы, очистить сорняки». 

Вот, собственно, пост — это возможность навести порядок в своих шкафах, в своем внутреннем мире. Особенно в том, что вы потребляете, в каком количестве и зачем. Поэтому период поста — это не столько унижение, сколько возможность обрести уважение к самому себе, к своему телу и к своей личности, к своей духовной жизни. В конце концов, это всегда повышенное осознание нашего тела.

И взойдет звезда нового мира

Закончить я хотел бы цитатой из пророка Исайи, знаменитая цитата из 58-й главы, почти вся глава посвящена посту.

Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?

Народ Израиля предъявляет претензии к Богу.

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

Очень точная диагностика того, что твое «эго» — оно господствует, и самого главного не совершилось. Нам легче представить, что такое это «эго», когда мы общаемся с каким-нибудь токсичным начальником или стервозной женой, простите, или с очень тяжелым мужем. Мы понимаем, насколько разрушительно может быть влияние другого человека именно потому, что у него вот есть воспаленное маленькое «я». Оно ни ему не приносит счастья, ни другим. И потому Господь говорит: вы на самом деле ищете своего удовольствия и своего «эго», а на других возлагаете тяжкий труд обслуживать вас.

Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли ты назовешь постом и днем, угодным Богу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

(Все, что порабощает тебя и других, — разбить и отпустить на свободу, в том числе отпустить на свободу свою душу.)

раздели с голодным хлеб твой, 

(прекрасный жест)

и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

(И что тогда произойдет:)

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

(Это какое-то фантастическое зрелище, пророческое! Как слава Божия покрывала Моисея и скинию Завета, вот так и здесь воссияет слава, которая будет сопровождать тебя и свет твой просияет перед тобой, и исцеление твое скоро возрастет.)

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, 

(То есть всякую закваску рабства.)

перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

И застроятся потомками твоими пустыни вековые: 

и т. д.

И все это прекрасно ложится на тему Рождества, потому что пророк Исайя в этих главах тоже говорит о пришествии Мессии и о том, что будет, когда придет Христос, когда придет Бог. Он говорит об этом в терминах Нового Исхода, что взойдет Звезда, которая будет зарей нового человечества, нового мира, где будет больше справедливости и общности. Вот тогда и мрак твой будет сияющим, как полдень.

Прекрасная перспектива — это то, что мы будем праздновать на праздник Рождества, но чтобы праздник удался на славу, мы должны что-то для этого сделать. Подготовить праздник с помощью молитвы, поста и добрых дел и подготовить подарки, что тоже очень важно.

Текст подготовила Елена Косенкова

Фото Андрея Ульяновского

29.11.21/ Лекция "Пост для святых и несвятых"


Друзья, мы будем рады, если вы сможете поддержать Феодоровский собор!

валюта пожертвования
Мы будем рады небольшой, но ежемесячной помощи - это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы.
Размер пожертвования
100
300
500
1000
Способ оплаты
Банковская карта (₽)
Банковская карта (ЮКасса) (₽)
Банковская карта (₽)
Ваши данные
Укажите ваше имя

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель: Сорокин Александр Владимирович),
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:

1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери».

1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.

2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.

3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.

4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.

5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования

Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери

ОГРН: 1027800010105
ИНН/КПП: 7815003341/784201001
Адрес места нахождения: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А

Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810480000000134
Банк: Ф.ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге г. Санкт-Петербург
БИК банка: 044030704
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810200000000704

настоятель
Сорокин Александр Владимирович

Соглашаюсь с офертой

Согласие на обработку персональных данных

Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://feosobor.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://feosobor.ru/personal-data-usage-terms/.

Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери», которой принадлежит сайт https://feosobor.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.

Персональные данные пользователя не являются общедоступными.

1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://feosobor.ru.

2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери»;
• Политика обработки персональных данных.

3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.

6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.

7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://feosobor.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.

8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – volchkov.81@gmail.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://feosobor.ru.

9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.

10. Место нахождения организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» в соответствии с учредительными документами: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А.

Соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Перенаправление на безопасную страницу платежа...