Медленное чтение для думающих и ищущих

 
 
 

Шесть важных книг о вере, которые есть в Феолавке

Книги, которые мы хотим представить, будут интересны самому широкому кругу читателей. Верующим и неверующим. Тем, кто только начинает знакомиться с основами веры, и тем, кто считает себя «опытным пользователем». Никогда не поздно начать разбираться в вопросе еще лучше, чем раньше, и никому не вредно посмотреть на известные истины под другим углом.

Протоиерей Александр Мень. Христианство. Последняя лекция

Издательство: Издательский дом «Жизнь с Богом», 2012

Медленное чтение для думающих и ищущихТексты отца Александра Меня — это всегда путешествие «по эпохам, по кругам миросозерцаний». Он широкими культурологическими мазками проходится по временам, религиям, историческим событиям. Показывает путь, который прошло человечество, постепенно взрослея, до «горной вершины» под названием христианство. Восхождение — так он называет этот путь.

В своей последней лекции, прочитанной накануне гибели, протоиерей Александр Мень рассуждает о христианстве как о «новой жизни, которая приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом». О тайне этого нового Завета и нового союза.

В чем центр и ось христианства? Почему для нас так важен апостол Павел? Как встретился со Христом Иван Тургенев в простом деревенском храме? И почему этот образ точен и важен для понимания того, что Церковь Христова существует и развивается? Что такое дела закона и нужны ли они? Как понимать спасение и веру? Что это за сила такая, которая называется благодать? И почему она превосходит закон?

На все эти вопросы отвечает отец Александр Мень в своей лекции. Тридцать страниц — и такой концентрат мудрости, знаний, с избытком переданный слушателям той лекции. А теперь и нам, её читателям.

К. С. Льюис. Письма Баламута

Издательство: «АСТ», 2018

Клайв Стейплз Лью́ис – английский писатель, учёный и богослов, автор знаменитых «Хроник Нарнии» — в 15 лет стал атеистом, парадоксально злясь на Бога «за его несуществование». Даже проявлял интерес к оккультизму. Но вернулся под своды христианства под влиянием своего друга Дж. Р.Р. Толкина.

Медленное чтение для думающих и ищущих«Письма Баламута» написаны в эпистолярном жанре, где под юмором и забавным сюжетом нескольких писем скрыты глубокие духовные смыслы. Эти письма пишет старый и опытный бес Баламут начинающему бесенку Гнусику, наставляя его, как получше совратить молодого добродетельного англичанина.

Читаешь и удивляешься, как будто про наше время написано. Или правда ничего не меняется, и люди всё те же?

Вот, например, Баламут дает такой совет Гнусику, под Врагом подразумевая Господа. Для него-то Он точно Враг:

«Лучше всего, насколько это возможно, вообще удержать подшефного от молитв. Когда подопечный (как у тебя) — взрослый человек, недавно возвратившийся в стан Врага, это легче всего сделать, напоминая ему (или внушая ему, что он помнит) о попугайских молитвах его детства. Используя отвращение к таким молитвам, ты убедишь его стремиться к чему-то стихийному, спонтанному, бесформенному и нерегулярному. В действительности для начинающего это означает, что он станет вызывать в себе смутное «благоговейное настроение», при котором, конечно, не сосредоточены ни воля, ни разум… Если это не удается, испробуй более тонкий способ. Всякий раз, когда его помыслы обращаются к самому Врагу, мы вынуждены отступить. Но есть способ помешать им. Самое простое — переключить его внимание с Врага на самого себя».

Вот ещё один «добрый» совет:

«И страхом легче управлять, если мысли человека переключены с предмета страха на сам страх… если разум подопечного работает на нас — отвлеки его от самосознания; если же разум работает на Врага, сосредоточь его на себе. Пусть обида или женское тело так увлекут его, что ему и в голову не придет подумать: «Я разозлился» или «Я поддаюсь похоти». И напротив, пусть мысль: «Я становлюсь набожней» или «…всех милосердней» так поглотит его, что он не оторвет свой взгляд от себя, не обратит его к Врагу и ближним».

Как же их много, разных крючочков, на которые из века в век подсаживают нас мелкие и крупные бесы.

Но, прочтя 31 письмо Баламута, можно, пожалуй, научиться хотя бы видеть их и, возможно, не поддаваться на провокации.

Митрополит Антоний Сурожский (Блум). Школа молитвы

Издательство: «Медленные книги», 2018 г.

Медленное чтение для думающих и ищущихКазалось бы, чего проще: прочитал молитву из молитвослова и с чувством выполненного долга пошел заниматься своими делами. И поставил себе плюсик — я хороший, выполнил задание. А надо ли это Господу? Может быть, молитва — это нечто большее, чем формальная вычитка или просьба о чем-то для себя и близких?

Конечно, большее. Молитва — это «встреча, это отношения и отношения глубокие», «которые должны начинаться и развиваться именно во взаимной свободе».

«Для того, чтобы мы могли молиться, мы должны войти в отношения, которые определяются, как Царствие Божие».

А «встреча лицом к лицу с Богом — всегда суд для нас», в котором «мы можем быть либо оправданными, либо осужденными».

Вот несколько советов, как этого достичь:

«Куда направить молитву… На самих себя… Можно молиться своими словами… Можно молиться краткой молитвенной формулой».

«Если в утренних молитвах вы произнесли ту или другую фразу, то в течение дня вы должны эту фразу оправдать жизнью».

Читаешь книгу — и как будто разговариваешь с автором не только о молитве, но и обо всем на свете. Например, о времени:

«Нет никакой нужды бежать за временем, чтобы его догнать, оно не убегает от нас, оно течет к нам… нет никакой необходимости перепрыгивать из настоящего в будущее, можно просто ждать, чтобы оно настало».

«…знаете, когда гуляешь на отдыхе: идешь быстрым шагом… можешь даже побежать — но никакой спешки нет, потому что важно просто бежать, а не куда-то прибежать. Этому же надо учиться в отношении молитвы: устоять в настоящем мгновении».

«Школа молитвы» — это практическое руководство для современного человека. Очень важные слова и правила. Личный опыт и откровенность сердца великого человека.

Протопресвитер Александр Шмеман. Водою и Духом. О таинстве крещения

Издатель: «Гранат», 2018

Медленное чтение для думающих и ищущихНовое, духовное рождение человек получает лишь один раз в жизни — вступив в Церковь и приняв таинство Крещения. Без этого нельзя принимать никакие другие таинства. В книге известного богослова протопресвитера Александра Шмемана рассматриваются все аспекты и духовные смыслы Крещения.

Церковь имеет двойственную природу: «приготовление: она приготовляет нас к жизни вечной… и исполнение. События, которые вызвали её к жизни… действительно имели место. Пришествие Христа уже случилось… Святой Дух сошел с небес, и Его сошествие положило начало Царству Божиему».

Двойственная природа Церкви «открывается и сообщается нам в её богослужениях… их назначение… осуществить приготовление и явить нам Церковь как исполнение». И Крещение также требует приготовления, даже если крещается младенец.

Автор бережно ведет читателя, рассказывая обо всех этапах таинства: оглашение, изгнание нечистых духов, отречение от сатаны, исповедание верности Христу, исповедание веры. Подробно останавливается на освящении воды, молитвах священника, помазании елеем воды и тела. Доходит до кульминации: погружении в воду крещаемого и, собственно, самого Крещения. После троекратного погружения в купель на крещаемого одеваются белые одежды. Совершается таинство Помазания святым миром.

Очень интересны и отсылки к истории ранней Церкви, которая знала, «что в Крещении мы истинно умираем и истинно воскресаем со Христом», и полемика с Церковью современной. Критика всё увеличивающегося сегодня разрыва между богословием и богослужением.

И как решение — «единство обучения, литургического опыта и духовной борьбы… делать то, во что веруем, и веровать в то, что мы делаем, жить в согласии с тем, что через делание дается нам как жизнь и сила».

Протоиерей Александр Сорокин. Введение в Священное Писание Ветхого Завета

Медленное чтение для думающих и ищущихЧасто видишь, что люди, впервые берущие в руки Библию, полистают-полистают её, да и закроют. Слишком сложен и объемен текст. Невозможно разобраться со всеми событиями и именами самому. И охота к дальнейшему знакомству пропадает.

Книга протоиерея Александра Сорокина поможет не заблудиться, не потерять интерес и разобраться, как появилось и формировалось Священное Писание древнего Израиля — Ветхий Завет. Как Бог общается с человеком через Слово.

После грехопадения человечество стало всё дальше и дальше отходить от Бога в своей неготовности слушать Его. Но Господь не оставил попыток достучаться до нас. Он находил отдельных людей, чтобы продолжить диалог.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1, 1-2).

Проходят века, меняются эпохи. Человечество взрослеет. Божественная педагогика сработала.

«…наконец, исполнилось время, когда Бог пожелал Сам говорить лицом к лицу и для этого стал человеком — «Слово стало плотию…» (Ин. 1, 14).

Очень важно «проследить, к кому и когда Бог обращался со Своим Словом, а также как оно было воспринято человеком, кто его сохранил и донес до нас и каким образом оно обращено к нам сейчас как живое Слово».

Ответы на очень многие вопросы, возникающие на пути познания Слова Божия, вы найдете в этой замечательной книге, написанной современным, понятным языком. Это настоящий путеводитель в мире ветхозаветного текста и истории ветхозаветного народа Божия. Затрагиваются в ней и основные темы богословского характера, которые из Ветхого Завета переходят в Новый Завет, темы Христа как «цели и исполнения».

Добавим небольшую деталь: книга — это курс лекций, которые автор читает с 1995 года в Санкт-Петербургском институте богословия и философии.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве

Издательство «Никея», 2019

Медленное чтение для думающих и ищущихКнига архимандрита Ианнуария посвящена Нагорной проповеди — словам, произнесенным самим Христом. Эти слова — образец «высокой простоты, которая совсем не проста», как сказал в предисловии писатель Евгений Водолазкин.

Автор очень бережно, шаг за шагом проводит читателя по Священному тексту, комментируя каждое слово, предвидя возможные вопросы. А вопросов всегда очень много — как у тех, кто только начитает свой путь к вере, так и у тех, кто давно идвт по этому пути.

Каждый раз, читая и перечитывая Нагорную проповедь, открываешь для себя что-то новое, сердце откликается, получаешь ответы. Но возникают и новые вопросы.

Сам Иисус Христос ставит перед человеком множество вопросов: «идёт ли он в своей праведности дальше, чем книжники и фарисеи (5:20)? Отказывается ли он от всяческих клятв (5:34)? Не оказывает ли он сопротивление злу (5:39)? Простирает ли он свою доброжелательность на грешников и даже на врагов? Или же он, как книжники и фарисеи, следит только за тем, чтобы не клясться ложно и не воздавать злом за добро? Собирает ли он… сокровища? Использует ли религию для того, чтобы показать себя людям? Или он не демонстрирует перед всеми свои отношения с Богом, потому что речь идет о его Небесном Отце?»

Все эти вопросы имеют практическое значение в нашей жизни. «Иисус всякому, кто слушает Его слова, предлагает принять принципиальное решение: станет ли его конкретная жизнь уже здесь и сейчас причастна вечности — или его земное прошлое и настоящее однажды рухнет и исчезнет как бесполезное и безосновательное»…

И как здорово, что есть такие книги, которые помогают разобраться. И которые вызывают отклик в твоем сердце. И делают трудные ответы более осмысленными и понятными. А это уже руководство к действию.

Ольга Лебединская