ВИДЕО: Призвание Филиппа и Нафанаила

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Ин. 1:43-51

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день нам предоставляет возможность пребывать в слове, немного отдохнуть, остановиться в своих странствиях: мыслях, скитаниях, суете. Для того чтобы отдохнуть под покровом божественного присутствия – а именно так евангелист Иоанн всегда представляет смысл чтения Священного Писания в общине или в индивидуальной молитве – и пребывать в слове.

Сегодняшний эпизод, конечно, всегда потрясает своей новизной. Потому что действие происходит среди людей, сердца которых еще открыты – молодых людей. Это чтение несет в себе потрясающий заряд бодрости, открытости, искренности, которая доступна молодым – особенно в первые моменты юности, когда что-то по-настоящему начинает совершаться в твоей жизни. И вот это ощущение, что жизнь полна, она имеет смысл, у нее есть будущее – и ты стоишь на пороге великих свершений…

Сегодняшнее чтение начинается с того, что Иисус как бы случайно по дороге в Галилею проходит мимо, видит Филиппа и говорит ему: «Следуй за мной». Но мы видим, что как будто все воспламеняется, потому что Филипп абсолютно счастлив. Счастлив потому, что в его жизни свершилось то, чего ждут в юности – ради чего вся эта жизнь. Он в энтузиазме. Слово «энтузиазм» немного волшебное, потому что в середине есть слово «Бог». Как будто божественный пламень охватил Филиппа, и он с этой вестью идет к своему другу.

Чем прекрасна дружба в юности? Тем, что люди способны делиться лучшим, что у них есть, – прежде всего надеждами и начинающимися свершениями. Он находит своего друга Нафанаила и говорит ему: «Наконец-то! Свершилось, я счастлив. Тот, о ком говорили пророки, – это и есть Иисус, сын Иосифа, из Назарета».

Нафанаил очень интересный персонаж. Евангелист так рассказывает эту историю, чтобы каждый, кто читает Евангелие, понял, что Нафанаил это «он». «Из Назарета может ли быть что доброе?» –  человеческий скепсис, который тоже совершенно понятен. В юности он особенно прекрасен. Потом, когда люди просто устают от жизни и их скепсис становится очень токсичным, они становятся неприятными. Но Нафанаил в этом смысле человек еще открытый, его скепсис – юношеский. У него действительно есть вопрос; а там, где у вас есть вопрос, Бог обязательно даст ответ. Там, где нет вопроса, а есть только «желчь», вы ничего не получите.

Но Нафанаил  – это тот самый счастливый случай. Он сомневается, ибо «что хорошего может прийти из соседней деревни», жители которой не имеют приличной репутации среди своих соседей. Точно так же мы можем сказать и о самих себе (люди с заниженной самооценкой тоже к этому склонны): «Ну на что я гожусь? На что я могу сгодиться? Чем я могу быть полезен Богу? Конечно, я никто – точно так же, как и мои соседи – это никто». Вот этот скепсис Господь как раз пришел развеять Своим присутствием, потому что на самом деле всех ждут большие сюрпризы.

Филипп не унывает. Нафанаилу не удается «забрать» его радость – он, как настоящий добрый друг, не вступает ни в какие пререкания, а говорит ему: «Пойди и посмотри». Вера – это то, что требует не просто каких-то размышлений и эмоциональной реакции. Вера всегда требует действий. Если мы ничего не совершаем, если мы не идем навстречу Богу, то не надо ждать, что он придет к нам в нашем унынии или там, где мы блуждаем.

Потому очень важная мудрость: «Пойди и посмотри» – «Иди туда, где тебя ждет Бог». Там, где у тебя будет встреча, иди и посмотри – и ты все увидишь.

Нафанил прекрасен тем, что он еще в том состоянии, когда способен человек пойти навстречу с открытым сердцем. И если твое сердце открыто, то встреча точно состоится. Встреча стала его призванием: то, что в начале казалось случайностью, на самом деле было подготовлено Богом. Нафанаил понимает, что он для Иисуса не чужой – они как будто уже однажды встречались и, может быть, жили совместной жизнью.

Здесь возникает прекрасный образ смоковницы, и еще возникают другие слова, которые звучат как провокация. Христос, видя приближающегося Нафанаила, говорит: «Это истинный сын Израиля, в котором нет никакого лукавства». Эти слова, во-первых, подкупают своей человечностью. Сердце любого скептика они подкупают потому, что есть тот, кто в тебя верит, кто смотрит на тебя с надеждой, – это прекрасно. Но есть еще другая тайна, которая требует отдельного размышления. Иисус видит в Нафанаиле Иакова.

Об Иакове сказано в Библии, что он был человек без лукавства и жил в шатрах. Конечно, читая книгу Бытия, мы можем усомниться: все-таки Иаков был хитрец. Но Библия в его хитрости не видит никакой опасности – точно так же, как в поэмах Гомера. Кто опаснее: Ахилл или Одиссей? Конечно, симпатии на стороне хитроумного Одиссея, потому что кто им противостоит? Им противостоят люди, проливающие кровь. Исав – он охотник, он проливает кровь и не живет в шатрах – он все время блуждает. Как в противовес ему – Иаков, человек, который живет под сенью, он живет мирной жизнью и какие-то трудные вопросы в жизни решает силой своего ума, находит какие-то выходы, которые помогают решить проблему, не проливая чужую кровь. Он не человек насилия – и поэтому он прекрасен.

И, конечно, Нафанаил – это новый Иаков. В нем как будто вся полнота этого призвания народа Божьего – вот она сейчас и должна совершиться. Другая вещь очень приятная – это цитата из Псалма: «Блажен человек, в чьем духе нет лукавства, нет лжи». Хитроумие не является ложью. Это, конечно, подкупает Нафанаила. Но вот этот образ смоковницы… Что это за образ? Это как шатры Иакова, это то место, где человек может отдохнуть, где он может погрузиться в созерцание, где он может по-настоящему обрести присутствие Божие.

Бог приходит к тем, кто у себя дома. И наоборот: все несчастия мира, как говорил Паскаль, совершаются людьми, которым просто тошно сидеть дома. Им самим тошно –  и они другим отравляют жизнь. Иаков – это тот человек, которому хорошо под своими шатрами. Нафанаилу прекрасно быть под своей смоковницей. Смоковница – это место, где человек размышляет над Писанием, и поэтому ему возможна встреча с Богом. Это значит, что между Иисусом и Нафанаилом уже была встреча, и они знакомы – знакомы, может быть, в самых сокровенных глубинах. В том, чего не показывают посторонним, – они не чужие.

И все это намекает на то, что Бог знает нас, но Он знает о нас такие вещи, за которые не приходит нас судить или наказывать. Он знает о нас то, что требует спасения и исцеления – поэтому это знание Бога (оно никогда не бывает унизительным или постыдным) всегда является спасительным.

Может быть, то, на чем завершается сегодняшнее чтение, – это обетование, которое дается Нафанаилу, как и всему народу Божьему: вы будете видеть чудеса, вы будете видеть знамения! И следующее знамение, которое происходит в Евангелии от Иоанна, – это чудо в Кане Галилейской. Скорее всего, Нафанаил тоже будет его видеть, и это высшее знамение, чудо, которое предвосхищает собой Воскресение Христа.

Таким образом, если вы хотите прочитать свою историю, увидеть свое личное призвание в истории Нафанаила и в тех обетованиях, которые он сегодня получает, то вас ждут очень приятные сюрпризы. И, может быть, то, ради чего стоит вступать на поприще Великого поста.

Святитель Ириней Лионский сказал замечательную фразу. Он сказал: «Бог, став Словом, воплотившись, с Собой принес все новое». Это не та новизна, которая отрицает что-то, что было вчера. Это та новизна, которая раскрывает потенциал жизни, юности, обновления, которые являются вечностью, т.е. тем, что жизнеспособно, и тем, что имеет эту силу жизни. Оно вдруг себя обнаруживает, и раскрывается, и, может быть, рифмует себя с ним.

Борис Пастернак говорит: «Талант – это новость, которая всегда нова». Поэтому, заканчивая проповедь, я хочу вам пожелать, чтобы Христос в вашей жизни был всегда новым и чтобы этот дух новизны вас сопровождал на пути к Пасхе.

Аминь.

13.03.2022. Неделя 1-я великого поста

Текст подготовлен Владиславом Рахматулиным

Призвание Филиппа и Нафанаила. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Дорогие друзья! Вы можете поддержать ютуб-канал Феодоровского собора здесь.