Призвание галилейских рыбаков

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Лк.5:1-11

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 

Сегодняшнее евангельское чтение открывает нам начало общины Иисуса Христа. То, как она начала собираться из апостолов, точнее будущих апостолов, а пока еще простых рыбаков, которых призвал Иисус Христос. Давайте представим, как это происходит.

Вот люди живут не очень хорошо, потому что живут они не в самом центре вселенной. И даже не в столице своего государства, тем более что это государство оккупировано совершенно чуждой властью – римскими войсками, которые регулируют их жизнь. Совсем не всегда это то, чего хочется иудеям, и хотя это навязывание происходит не очень жестко, тем не менее жизнь в несвободе накладывает свой отпечаток.

Они рыбаки, они живут на не очень большом озере, где есть довольно жесткая конкуренция. Ведь озер и морей, где можно ловить рыбу, в этом государстве не так много.

Они должны платить налоги властям, тем самым, ненавистным, которые оккупировали их территории – никуда им от этого не деться. Они живут в бедности и еле-еле сводят концы с концами. И вот сегодня очередной неудачный день, потому что озеро и вообще природа – это очень непредсказуемая стихия: сегодня она может тебе что-то дать, а в остальное время ничего не дает. То непогода, то рыба какая-то своенравная –  ушла в другую сторону, то суббота, в которую нельзя ничего не делать. В общем, все очень трудно, и вот сегодня очередной неудачный день, точнее ночь, потому что рыбу ловят ночью. Днем, в жаркое время, ее ловить уже невозможно, и вот ранним утром рыбаки вымывают сети, заканчивая трудную ночь с пустыми руками… 

Опять они ничего не принесли в свою семью, опять они не заработали никаких денег для себя и для своих родных, опять им нечем платить налоги. Всё трудно, всё плохо, ощущается некая беспросветность. Причем это люди не очень религиозные. Да, они верующие и знают, чем живет их народ, соблюдают религиозные обычаи, но тем не менее их религиозность выражена неярко – это точно не книжники, не фарисеи. Не те, кто всю свою жизнь посвящает исполнению закона. Это простые рыбаки. 

И вот человек, о котором уже кое-что было слышно, необычный Учитель, вдруг просит разрешения использовать их транспортное средства, их средство к существованию – лодку – для того, чтобы проповедовать с озера. Всё это происходит на их глазах, и, параллельно вымывая сети, они слышат проповедь, которая что-то «цепляет» в их сердцах. Что-то меняется в них, потому что они слышат очень живые слова. Слова, которые касаются их жизни, того, что задевает их прямо здесь и сейчас. 

По окончании этой проповеди человек предлагает им совершить очень странную вещь – выйти опять в море и только что помытые сети вновь туда забросить. Это значит, что им опять их мыть, и время неподходящее, и никаких шансов, чтобы поймать рыбу после неудачной ночи, у них нет. 

Но почему-то после проповеди Петр соглашается, почему-то он делает так, как сказал этот Учитель, при этом прямо говоря, что ничего не может быть, но по слову твоему мы сделаем так. И получает удивительный улов рыбы, улов, который подобен лотерейному билету для Петра и его товарищей. Ведь это огромное состояние для них, в один момент! Все сыты, есть чем расплатиться по долгам, и жизнь представляется в других перспективах. 

Ожидание Мессии в то время, в которое живет Петр и его товарищи, заставляет его увидеть в этом особый знак. И он обращается к Учителю «Господи» или «Господин», чувствуя, что в происходящем есть что-то, есть божественная сила, которая снизошла к ним сейчас. И Петр исповедует свои грехи, потому что, действительно, живет он не очень правильно, с точки зрения религиозных правил, которые он достаточно хорошо понимает.

А Господь говорит ему: «Не бойся, отныне будешь ловцом человеков». Что подумал Петр, как воспринял эти слова? Некоторое время спустя происходит случай, когда в последний раз Иисус Христос шел в Иерусалим, где Ему предстоял арест и крестная смерть, а некоторые из учеников обращались к Нему с вопросом: кто сядет по левую руку, кто по правую? То есть даже спустя некоторое время пребывания с Учителем они по-прежнему полагают, что этот Мессия восстановит царство и они могут оказаться рядом с Ним, теми, кто «сядет слева» или «справа» – ближайшими  советниками, ближайшими помощниками.

Быть может, Петр и в этот момент уже представил, что его приглашают быть первым помощником, «ловцом человеков» – управляющим, каким-то топ-менеджером у самого главного, который воцарится в их стране, все восстановит, и все будет очень хорошо. Справедливость будет восстановлена, а он будет рядом. Если сейчас он получил вот такой подарок в виде огромного улова рыбы, то, конечно, потом будет еще круче. Вполне возможно, что такие мысли посещали Петра. 

Он оставляет все, он идет, меняет свою жизнь, но знает ли он, что ему предстоит, какую жизнь он избирает? Что они будут путешествовать и не будут знать, где приклонить главу, ведь им этого Иисус не говорит. Он скажет это потом другим людям, потому что им нужно будет сказать эти слова. А сейчас Петру этого говорить не нужно. 

Так вот, братья и сестры, человеку дан дар, как сказал известный иконописец архимандрит Зинон, дан дар «блаженного неведения». Блаженного неведения нашего будущего. 

Господь не открывает нам всю нашу судьбу, Он не открывает, кем мы будем и что нам предстоит пережить. Он нас ведет по этому пути аккуратно и постепенно. Мы меняемся вместе с Ним, потому что Он дает нам ровно столько, сколько мы можем воспринять и «переварить». Дает то, что станет совершенно другим продуктом в нашей судьбе, что-то изменит. И дальше, возможно, мы пойдем не в том направлении, в котором сейчас идем. 

Такой дар дан каждому человеку, и поэтому Господь и в Ветхом Завете, и в Новом Завете так возражает против того, чтобы пытаться что-то узнать, минуя Самого Господа. Попытки узнать свое будущее через разные способы «извлечения» этого будущего – гадания, какие-то сверхвозможности, достигаемые совершенно разными способами, – приносят человеку несвободу. Потому что он становится несвободен от собственной судьбы, она становится для него запрограммированной, и он не может по ней пойти свободным человеком, делая каждый раз свой маленький выбор.

Господь дает человеку это постепенно, как некоторое лекарство, которое не исцеляет его сразу, и ведет постепенно к выздоровлению, меняя понемножку. Господь дает человеку ровно столько и приоткрывает ему будущее ровно настолько, сколько ему нужно. И чтобы пройти по этому пути, нужно терпение, смирение, любовь к Учителю, которую явили апостол Петр и апостол Иоанн (память которого мы сегодня совершаем). Этого терпения и любви совсем не смог явить другой их друг, человек, который был с ними в одной общине, – Иуда. Он не смог принять своего пути, он его уже себе как-то представил, и когда произошел, как говорят современные люди, «облом», когда он понял, что это не то, чего он хотел, на что он запрограммировал себя, – Иуда не смог принять своей судьбы. 

Вот что происходит с нами, когда мы подменяем вещи, когда мы не готовы последовать с терпением и со смирением, принять то, что открывает нам наша жизнь, наша судьба. Какие-то странные, может быть, повороты, которые не очень, на первый взгляд, кажутся приятными и подходящими. Но если смирение и доверие к Господу будет в нас, мы сможем пройти по этому пути. 

Когда мы сейчас вновь смотрим на то, что произошло с этими апостолами, которыми мы восхищаемся, делами которых вдохновляемся, Послания которых мы читаем вновь и вновь, спустя многие тысячелетия, путь которых для нас по-прежнему остается современным, — мы понимаем, как важно принять и то, что дает Господь нам. И пусть этот дар «блаженного неведения» будет нами воспринят с благодарностью. 

Будем за него благодарить и будем учиться смирению, которое нам явили апостолы, показав, как можно пройти этот путь каждому человеку в этом мире – во славу Бога. 

Аминь. 

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Призвание галилейских рыбаков. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку! Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/