Симон, Иаков и Иоанн становятся учениками Христа

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 18-ю по Пятидесятнице.

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Лк.5:1-11

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшний чудесный улов рыбы является знаком того, что Бог вошел в жизнь — в данном случае — апостола Петра и его товарищей. И, конечно, для любого человека, который читает или слышит эту историю сквозь призму веры, она приобретает другое звучание. Потому что очень часто мы говорим о земном, а Бог с нами говорит понятным нам языком, но о вещах небесных для того, чтобы протянуть нам руку и открыть наш разум к пониманию чего-то, что намного превосходит то, о чем ты думал изначально.

Вот сегодня, слушая евангельскую историю, можно задать себе вопрос: «А что так ужаснуло апостола Петра?» Ну, конечно, невероятный улов рыбы. Представьте себе, что после бесполезно проведенной ночи, когда все нормальные обычные рыбаки с уловом, ты остался ни с чем. И вдруг у тебя эта рыба в таком количестве. Вопрос – откуда у тебя эта рыба? Даже для самого апостола Петра это какое-то очень сильное потрясение. Откуда все это? И он понимает, что это оттого, что Бог вошел в его жизнь.

Здесь возникает страх: что я буду делать со всем этим? Как будто несметное сокровище обрушилось тебе на голову и ты не знаешь, что с ним делать, ты в состоянии растерянности. Но самое главное, что испытывает апостол Петр, — он не готов к этому. Петр говорит: «Господи, я человек недостойный, я человек грешный, я недостоин всего этого, я не готов, чтобы ты вошел в мой мир».

В действительности Господь сегодня приглашает каждого из нас сквозь призму своей профессии или сквозь призму того, чем ты занимаешься в жизни — воспитываешь детей, являешься семьянином, занимаешься какой-то профессией, зарабатываешь деньги,  увидеть за этим нечто большее. Человек прежде всего должен обрести свое призвание и, в идеале, найти это призвание. Понять, ради чего ты пришел в этот мир, для того чтобы Бог именно в этом месте вошел в твою жизнь. И тогда все, чем ты занимаешься, даже самые простые вещи, даже самые земные вещи, могут обрести совершенно особое звучание и сияние.

В сегодняшней притче есть вещи для нас совершенно шокирующие. Например, образ «ловца человеков». И вообще, когда речь идет о пастухах и рыбаках, для современного человека в этом уже нет ничего привлекательного. Еще хуже, когда тебя называют овцой или рыбой, которую кто-то должен поймать. Конечно, у современного человека все это вызывает отрицательную реакцию: о чем идет речь? У нас с вами уже устойчивая аллергия ко всем видам маркетинга и сетевого бизнеса, когда нас хотят уловить в какие-то сети и т д. Это очень мешает услышать Евангелие в той тональности, в которой оно звучало для современников апостола Петра.

Действительно, профессия рыбака и пастуха не очень альтруистичная. Рыбак, отправляясь на рыбалку, меньше всего заботится о благополучии рыбы. Он заботится о своей прибыли, о своем интересе, может быть, спортивном. Но это его интерес, и он совершенно не сочетается с интересами рыбы. То же самое пастух: он ухаживает за стадом, он заботится о нем совсем не для того, чтобы думать о стаде. Он думает о том, что это ему приносит молоко, мясо и ягнят. Это в обычной логике так.

В евангельской логике в устах Христа это приобретает другое звучание, потому что в действительности Пастух — это образ Бога. В Ветхом Завете Бог называется Пастырем, Пастухом, потому что Он заботится о стаде. И тогда здесь возникает что-то невероятное. Оказывается, можно быть пастухом и при этом заботиться об интересе овцы, для того чтобы действительно ее спасти, для того чтобы она обрела семью. Тогда образ стада обретает совершенно другое звучание, это какая-то удивительная семья. Хотя слово «семья» в современном языке не обладает большой привлекательной ценностью. Тем не менее, что-то должно оставаться в нашей жизни, хотя бы на уровне слов, идей или ожиданий, что дает нам надежду.

Вопрос о рыбаке, который бросает сети. Здесь, конечно, нужно понять, что эти сети бросаются не для того, чтобы поиметь что-то от кого-то, а, наоборот, для того чтобы кого-то спасти. Представьте в этот момент себя в положении того, кто оказался в открытом море, особенно если холодно, особенно если ночь, особенно если буря. И вдруг кто-то бросает тебе сеть, которая на самом деле будет спасительной сетью. Или спускает шлюпку – а барка апостола Петра и есть шлюпка, которую Господь Бог привел в мир, чтобы пустить ее для тех, кто барахтается или потерпел кораблекрушение в открытом море, как знак спасения.

И это совершенно переворачивает перспективу, для того чтобы мы смогли найти таинственную тропинку, чтобы мы могли понять, что значит быть человеком среди людей. Человеком, каким тебя сотворил Бог, для чего тебя сотворил Бог; познать ту тайну человека, которая открывается в вечности Христа. Потому что Он прежде всего человек, каким Бог задумал человека, Он не какой-то другой природы, Он не сделан из другого теста.

Все, чем мы занимаемся, может служить спасением не только для нас, но и для всех вокруг, поскольку все человечество превращается вот в такую семью, стадо (что угодно) спасенных. При этом единственным настоящим Пастухом, или Пастырем, является сам Христос.

Последний вопрос, который всегда возникает. В этой иерархи есть пастухи, есть овцы, есть рыбаки и есть рыбы. Конечно, кто любит спекулировать на клерикализме, здесь легко считывает то, чем можно спекулировать. Потому что мы видим, что есть священники, епископы, есть иерархи — люди, которые занимают какое-то привилегированное положение. И есть те, кто как будто ущемлен в правах. В действительности в Церкви, как и в устах Христа, все совершенно не так. Быть священником не означает занимать какую-то привилегированную позицию, и поэтому мирянин не должен ощущать себя как бы в ущербном состоянии. Но и тем более не должен самоутверждаться за счет желания поставить на место какого-то священника, чтобы проявить себя. Это отдельная история.

Вспоминаю слова человека, который в церковной иерархии достиг самого высокого звания. Он всегда говорил священникам: «В моей жизни самый великий подарок, который я получил, — это не тот момент, когда меня рукоположили в священники, не тот момент, когда рукоположили в епископы и дали бесконечную власть. Самый большой дар я получил в тот момент, когда меня крестили».

В этом смысле мы с вами все обладаем самым бесценным и самым великим даром, который человек может получить от Бога. И роль мирян — в том, что они такие же священники. Только они имеют доступ к городской жизни, куда священник, может быть, и не вхож, в профессиональное окружение, доступ к самым простым людям — для того, чтобы привести их в эту барку Петра. Для того, чтобы бросить им круг спасения, чтобы они не чувствовали себя потерянными.

Церковь это и есть то сообщество людей, где никто не будет чужим. Если представить себе какое-то идеальное инклюзивное сообщество, то это именно Церковь. Это как в хорошей семьей, где и умного, и слабого ребенка принимают и любят одинаково. Именно к этому служению мы призваны все: и священники, и миряне, для того чтобы сегодня вслед за апостолом Петром и вслед за Христом собирать человечество, рассеянное по закоулкам, по пучинам морским. И для того, чтобы все оказались в барке Петра.

Аминь.

Расшифровал текст Владислав Рахматулин

 

Симон, Иаков и Иоанн становятся учениками Христа. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/