Пророк Нового Завета

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана.

Ветхозаветным святым явно «не везёт»: их почитают, с придыханием воспоминают, но плохо знают. Это неудивительно: то, о чём они говорили, уяснимо лишь в контексте не просто Библейской истории по «старому доброму» Александру Лопухину («в прошедшем веке запоздалому»), но научной истории Древнего Востока и Античности. Знание этих эпох у простого человека, мягко выражаясь, весьма туманно.

Если спросить: как зовут человека, принадлежащего к Учителям человечества, изменившим духовную историю Вселенной, которого мы незаметно воспоминаем 1/14 мая, в чём его уникальность (в буквальном смысле)? – то, боюсь, правильных ответов последует немного. Постараемся кратко обозначить роль этого таинственного незнакомца в богочеловеческой истории Спасения.

Всем известно понятие Новый Завет в «книжном» аспекте (как вторая часть Библии). Многие догадываются, что в религиозном смысле Новый Завет (то есть Новый союз, договор) Бога с людьми совпадает с началом календарной Новой эры. Поэтому христиане сознательно противопоставляют его старому (Моисееву, или «ветхому») союзу. Но как зовут человека, впервые возвестившего новый принцип взаимоотношений Бога и человека – взамен языческих по характеру кровавых храмовых жертв и удушающих ритуалов Торы (Лк. 11:42–46)?

Его звали Иеремия, что значит «он будет вознесён Господом (Яхве)». Будущий великий пророк родился в семье священника Хелкии из города Анатόта (к с.-в. от Иерусалима), был призван к служению в 626 году до н. э., а умер в Египте около 580 года. Иеремия пережил закат и падение Иудейского царства, гибель Иерусалимского храма (587/6 г.). Довольно подробные сведения о нём содержит Книга пророка Иеремии, записанная, вероятно, его другом и секретарём пророком Варухом (речи самого Иеремии он дополнил историко-биографическим материалом).

Пророк Нового Завета

Святой Пророк Иеремия. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин

Иеремия, имя которого значится в календаре мелким шрифтом, принадлежит к плеяде Великих Учителей человечества. Эти религиозные реформаторы, выступив независимо друг от друга, определили уникальный исторический период – так называемое «Осевόе время» (VIII—IV вв. до н. э.) (термин ввёл философ Карл Ясперс). Протекавший тогда духовный процесс привёл к появлению «подлинного человека» – человека такого типа, каким он пребывает и по сей день. В то время «впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. <…> Это – подлинный человек, который <…> стремится к освобождению и спасению и действительно способен обрести его уже в этом мире <…>. В Осевόе время произошло открытие того, чтό позже стало называться разумом и личностью»{1}.

Именно Иеремия за шесть веков (!) до Рождества Христова провозгласил окончательное крушение старых («ветхих») национально-политических иллюзий, погубивших древний Израиль, и заключение Нового Союза-Завета между Богом и всеми людьми на исключительно духовных началах (он будет начертан в человеческих сердцах).

«Вот, наступают дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Союз (Завет), – не такой Союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: потому что тот Мой Союз они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, – говорит Господь. Но будет Союз, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, – говорит Господь: Я вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31–33).

Этими словами завершилась допленная эпоха Израиля (587/6 до н. э.): капитуляция Иерусалима Навуходоносору II, сожжение Храма, утрата государственности и окончательное прекращение древнееврейского сакрального монархизма (династии Маккавеев и Иродов в мессианском плане нелигитимны). Прежние устои и представления сами собой отпали. Теперь предстояло сделать из страшного урока истории правильные выводы и жить по-новому. К этому же призывал, уже на брегах Вавилона, и пророк Иезекииль.

Христианство с момента возникновения жило верой в то, что ожидания Иеремии осуществились. Старое, а потому временное (!), «соглашение» (бери́т, завет){2}, заключённое между Богом и человеком через посредство одного народа, его государство и Храм сменилось Новым и вечным Союзом со всеми людьми. Он заключён через воплощение, распятие и воскресение Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим. На Тайной Вечере Христос Сам указал границу между этими двумя уровнями бытия: «Это – кровь Моя Нового Союза (Завета)». Поэтому мировая история и делится на два периода: эру до и эру после Рождества Христова, или эру Ветхого (старого) и эру Нового Завета.

Пророк Нового Завета

«Сия есть кровь Моя Нового Завета…»

К сожалению, современники Христа, не поверившие Иеремии, понимали «богоизбранность» исключительно в национально-политическом аспекте. Они стремились реализовать свои «ветхие» теократические мечты – изгнать захватчиков и создать вечное Израильское царство, торжествующее над всем языческим миром (Дан. 7 гл.), – и это привело к закономерной трагедии (заранее оплаканной, – Лк. 19:41–44). Увы! История, даже суровая, далеко не всегда – Magistra vitae.

Примечания

{1} Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. С. 33–35.

{2} Привычное слово «завет» употребляется в церковной лексике в двух основных значениях. Во-первых, как особая религиозная реальность, восходящая к области социально-юридического опыта, как уникальный способ общения между Богом и человеком. Бог заключает бери́т (буквально ‘союз’, ‘договор’, ‘контракт’!) – через Моисея – сначала с одним народом (Израилем), а затем, при наступлении «полноты времени» (Гал. 4:4), – через Своего Сына – Новый Завет (Новый Союз), – непосредственно со всем человечеством. Поэтому для христиан Моисеев союз становится «устаревшим», «ветхим». В этом значении славянское «завет» не вполне точно передаёт смысл еврейского термина бери́т и может вести к недоразумениям. Во-вторых, «Завет» (с определением!) – это сборник книг, отражающих историю заключения сначала старого, а затем нового союза-завета. В этом случае термины становятся «книжными» заголовками и обязательно пишутся с прописной буквы: Ветхий Завет – памятник древнееврейской (еврейская Библия) и Новый Завет – памятник раннехристианской Священной письменности, составляющие вместе два раздела христианской Библии. Подробнее см.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение: история, богослужение, традиции / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2014. С. 85–87 (Приложение: «О термине «завет» в русской богословской традиции: смысл и орфография».)

Пророк Нового Завета

Пророк Иеремия. Новая (2022 г.) икона в воссоздаваемом иконостасе верхнего храма Феодоровского собора

P.S. Новая икона святого пророка Иеремии недавно написана для воссоздаваемого иконостаса верхнего храма Феодоровского собора. Подробнее – здесь.