Укротитель зла

 
Паоло Учелло.
 
 
Паоло Учелло. "Битва св.Георгия с драконом" (1455 г.)

Календарный этюд Юрия Рубана.

Среди имён-символов, сопровождающих нас с детства, явно выделяется имя великомученика Георгия (церковная память 23 апреля / 6 мая). Этот римский воин-христианин символизирует победу над злом, воплощённым в образе отвратительного дракона. Он пронзает его высоко занесённым копьём – потому и зовётся Победоносцем.

Укротитель зла

Икона св. вмч. Георгия Победоносца

Согласно преданию, Георгий был полководцем императора Диоклетиана и мученически окончил жизнь в 303 году, отказавшись отречься от веры во Христа. Сочетание христианской святости и военной доблести (включая защиту дамы, обречённой на съедение змею) делает Георгия образцом рыцаря. Крестоносцам он являлся при осаде Иерусалима (в 1099 году) в белом плаще с красным крестом, а король Ричард Львиное Сердце считал его своим особым покровителем.

На Руси почитание Георгия Победоносца распространяется с начала принятия христианства. В 988 году великий князь Ярослав получил при крещении имя Георгия, а в 1030 году заложил недалеко от Новгорода знаменитый Георгиевский (Юрьев) монастырь – древнейшую русскую монашескую обитель, возрождаемую в настоящее время. Простой народ почтительно величает святого Георгия Егорием Храбрым и делает его героем многочисленных наивных легенд; а в одном «духовном стихе» он выступает даже «устроителем земли Русской».

Особое значение в нашей истории имеет воинская функция святого Георгия. Со времен Ярослава его изображают на печатях и монетах, а при Дмитрии Донском (1359–89) он становится покровителем Москвы, – отсюда появление св. Георгия на русском государственном гербе. При царе Федоре Иоанновиче (1584–98) монету с изображением Георгия давали воинам за храбрость для ношения на шапке, а при императрице Екатерине II учреждается Орден Святого Георгия (1769). Знакомый нам Георгиевский крест существует с 1913 года. Особую роль он играл как солдатская награда, причём вручался только за подвиг, поэтому для офицера было честью получить «солдатского Георгия». Вспомним строки поэта-рыцаря Николая Гумилева, также мученически закончившего свою жизнь:

«Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь».

Укротитель зла

Фреска «Чудо Георгия о змие» (1167) из Георгиевского собора в Старой Ладоге

Знаменательно, что имя этого «патрона военных» переводится как «Земледелец»! Это значит, что война – состояние вынужденное и ненормальное, в которое нас ввергают всё ещё многочисленные последователи Каина. Это хорошо понимал автор уникальной фрески в Георгиевской церкви Старой Ладоги: он отказался от привычного изображения святого Георгия убийцей, пусть даже змея. В руке воина не копьё, а стяг уже свершившейся победы. Спасённая им царица Александра ведёт укрощённого дракона, словно котёнка, на белом пояске. По преданию, князь Александр Невский, освящавший в этом храме меч перед битвой на Чудском озере (1242), увидев фреску, воскликнул: «Не в силе Бог, но в правде»!

Бог нашёл сотворённый Им мир «весьма хорошим», и с возникающим в нём злом можно бороться по-разному: либо по ветхой Моисеевой заповеди «око за око», либо, подражая Христу (а Он не был «непротивленцем»!), Который боролся и победил мировое Зло (пострашнее дракона!) иным способом. «Ладожские» Георгий и Александра так и сделали.

У каждого из нас – свои данные Богом таланты; но все мы призваны быть «земледельцами» – то есть возделывателями нашей маленькой и хрупкой планеты по имени Земля. И от наших ума, воли и совести зависит, чтобы «драконов» на ней становилось всё меньше и меньше.