«Здесь будет город заложён…»

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана.

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. <…>
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…»

(А. Пушкин)

16 мая (27 по новому стилю) 1703 года на заросшем деревьями и кустарником Заячьем острове завизжали пилы и застучали топоры: русские «рубили» крепость, откуда собирались решительно «грозить шведу». Так было положено начало блистательному «Санкт-Питербурху» (первоначальное название города) – новой столице России, вскоре ставшей мировой империей.

«Здесь будет город заложён...»

А.Г. Венецианов. Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. 1838

Разумеется, день основания Санкт-Петербурга – дата условно-символическая. Хорошо известно, что Петра I в этот день на Заячьем острове не было, и закладку крепости вёл его «друг сердешный» Александр Меншиков. Этой датой претендует быть и 29 июня (= 10 июля в XVIII в.!) того же года, когда в крепости заложили церковь апостолов Петра и Павла, и царь праздновал день своего Небесного покровителя (Тезоименитство). Ведь святой Петр, согласно традиции, – хранитель ключей от врат рая. Понятно, что и город, носящий его имя, сам становится «ключом» от Балтийского моря и «окном в Европу», выводя Россию из вынужденной изоляции.

«Здесь будет город заложён...»

Петропавловская крепость

«Здесь будет город заложён...»

Голландская церковь на Невском, 20.

Для нас важно то, что на 16 мая пришёлся тогда День Святой Троицы (Пятидесятницы), когда празднуется День рождения Христианской Церкви (слово Церковь, греч. Экклеси́а, значит просто «Собрание»!). Книга Деяний Апостольских (2 гл.) повествует, что в еврейскую Пятидесятницу, через десять дней после вознесения Иисуса Христа, произошло чудесное «смешение языков», и паломники в Иерусалиме со всей римской Вселенной (Ойкумены) стали понимать друг друга. Символика прозрачна и знаменательна: «Город-ключ» становится одновременно и «Городом-собранием», приобретая вселенское (ойкуменическое, экуменическое) значение. Он становится городом подлинно христианским и европейским – свободным и открытым всем народам, религиям и культурам:

«Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе»

(А. Пушкин)

Державный основатель Санкт-Петербурга был бы доволен, увидев на морском рейде многочисленные флаги и услышав особенно любезную его сердцу голландскую речь. Недаром же первая христианская церковь на нашем многоконфессиональном Невском проспекте, между Мойкой и Большой Конюшенной, – именно голландская!

Поздравляю всех с Днём рождения Града Святого Петра – нашей прекраснейшей мировой культурной столицы!

(Очерк был опубликован в газете «Вечерний Петербург», 27 мая 1999, № 73.)