Исаакий – дерзкий монах*

 
 
 

Календарные этюды Юрия Рубана.

«Верной твердынею православья
Врезан Исаакий в вышине…»
(Николай Гумилев)

Сегодня, 30 мая / 12 июня, – один из главных символических дней нашей Северной столицы, связанный с именем, хорошо знакомым с детства. Сразу же возникает вопрос: почему из массы святых выделен именно Исаакий, малоизвестный монах IV века, никак не связанный с территорий будущей Руси-России (как апостол Андрей)? Случайность? Разумеется, это вопрос для школьников по теме «Знай и люби свой город». Но, быть может, не все взрослые им задавались… Обратимся к описанию одного трагического эпизода неспокойной жизни Римской империи в конце IV века.

Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природ Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие». Император шел с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378 г.), где жил в то время Исаакий.

«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: «Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!» Раздраженный царь сказал ему: «Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания». А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: «Убей, если откроется лживость моих слов!»« [1].

Сдержать обещание злосчастный император не смог: «дерзкий монах» оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы.

Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово «Исаакий» – один из символов города – известно во всем мире! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире! [2] – посвящен константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с ее позднейшей территорией не связанному?

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника [3] († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (сейчас 12 июня по н. ст.), а между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

Дело в том, что 30 мая (1672 года), то есть в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили апостола Петра, назвав его именем, – будущий император Петр Великий. (В этот же день родились царь Феодор Алексеевич и, по преданию, благоверный князь Александр Невский.)

Православные на Руси раньше в основном праздновали день своего Ангела (именины), это воплотилось и в названии города: «Санкт-Петербург» – «Город Святого Петра»! Но день рождения царя – «помазанника Божия» – все же особый день. Известно, что «европеец» Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1710 году на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Именно в ней 19 февраля 1712 года царь Петр обвенчался со своей Екатериной Алексеевной.

Исаакий – дерзкий монах*

Первая Исаакиевская церковь (1710 г.) «на лугу» напротив входа в Адмиралтейство

Вскоре церковь разобрали, и в 1717 году построили вторую, на месте будущего Медного всадника. В 1735 году ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:

«Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный».

Поэтому император Александр I утвердил в 1817 году проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в свой престольный день, 30 мая 1858 года. Построенный архитектором католиком, этот храм стал воплощением открытого и вселенского (греч. экуменического) характера Православия в нашем европейском городе.

Исаакий – дерзкий монах*

А. Фолетти. Бюст архитектора Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, выполненный из всех материалов, использованных при оформлении интерьера собора. 1850 г.

Исаакий – дерзкий монах*

Освящение Исаакиевского собора 30 мая 1858 года (литография)

Несколько слов о размерах храма. Площадь собора 10 862 кв. м, высота 101,5 м (внутренняя высота 93 м), длина 111,3 м, ширина 97,6 м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928 году и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно! – пресловутый маятник Фукό.

Хорошо помню исторический день возобновления богослужений в Исаакиевском соборе! 17 июня 1990 года, в Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших, Божественную Литургию в нем совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась лишь неделей ранее, 10 июня. Один иерарх провел меня в алтарь. За богослужением рядом с Патриархом в алтаре стояли Б. Н. Ельцин (в то время – Председатель Верховного Совета России), А. А. Собчак и другие политические деятели. Это было зримым символом переломного этапа церковно-государственного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян. Все пребывали в состоянии эйфории и не предполагали, чтό еще ждет нас впереди! (Через год, 6 ноября 1991 года, Патриарх служил в соборе Великую вечерню и благодарственный молебен в связи с недавним – 6 сентября – возвращением нашему городу его исторического названия.)

В настоящее время в соборе, сохраняющем музейный статус и принадлежащий городу, по договоренности с Санкт-Петербургской епархией ежедневно (кроме среды – выходного дня) совершаются утренние и вечерние богослужения (рядовые службы – в Александро-Невском приделе). Организован приход, на сайте которого помещаются расписание служб и новости церковной жизни.

Правда, исторический день рождения Петра I не совпадает ныне с днем церковной памяти Исаакия. Царь Петр родился 30 мая (1672 года) по юлианскому календарю, что соответствует 9 июня по григорианскому (фиксирующему астрономическое время). А память Исаакия Далматского празднуется у нас ныне 12 июня по н. ст. Это связано с тем, что разница между юлианским (постоянно отстающим от истинного времени) и григорианским календарем составляла в XVI–XVII веках 10 дней, а в XX и XXI возросла уже до 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.

Думается, эту драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому петербуржцу и «гостю нашего города».

Исаакий – дерзкий монах*

Исаакиевский собор (вид с воздуха) на фоне Александровского сада, Невы, Дворцового моста, Академии наук

Исаакий – дерзкий монах*

Внутреннее убранство главного нефа Исаакиевского собора

Исаакий – дерзкий монах*

Витраж на горнем месте за престолом

Лит.: Берташ А., свящ. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге(обстоятельная статья профессионального искусствоведа с основной библиографией по теме).

Примечания

* В несколько сокращенном виде под названием «За что мы любим Исаакий?» эта статья напечатана в епархиальном журнале «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» (2007. № 6 [89]).

[1] Феодорит Кирский. Церковная история, IV, 34.

[2] До 1990 года самым большим христианским храмом на планете был собор св. Петра в Риме, на втором месте – собор Св. Павла в Лондоне, на третьем Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, наш Исаакий – на четвертом. Затем появилась церковь Пресвятой Девы в Ямусукро (Кот Д’Ивуар, Африка), ставшая на первое место; был восстановлен Храм Христа Спасителя (высота 103 м).

[3] «Преподобный» принадлежит к разряду святых, подвиг которых заключается в их монашеском аскетическом делании. «Исповедниками» называют тех святых, которые за открытое оглашение своей веры претерпели гонения и муки, но не погибли во время гонений, как «мученики», а остались живы и скончались поздне́е естественной смертью.