Апостол сомнения

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Совсем недавно православный календарь напомнил нам историю Иоанна Богослова – Апостола любви и верности [1]. Сегодня же, 19 октября (6-го по старому стилю) там значится память его коллеги, одного из Двенадцати апостолов, человека на первый взгляд противоположного. Это всем известный Фома, «называемый Близнец (греч. Ди́дим)», которого можно наречь «Апостолом сомнения». Но и это качество иногда необходимо, и Фоме принадлежит значительная роль в христианской истории. (Действительно, святые отцы Церкви порицают первую Еву за легковерие, сгубившее человечество, но хвалят Вторую Еву (Деву Марию), с недоверием отнёсшуюся к ошеломляющим словам Архангела и даже вступившую с ним в критический диалог.) Как ни странно, но Фому называют ещё и «Апостолом веры» – в память о его сомнениях при встрече с воскресшим Господом и обретённой вере. И это справедливо.

Апостол сомнения

Лука Синьорелли. Неверие Фомы. 1477-82 гг. Фреска, Базилика Санта Каза, Лорето

Фома одним из первых стал апостолом («посланником») Иисуса Христа, был Ему предан, но, обладая вполне понятным критическим сознанием, отказался верить рассказам апостолов о Его воскресении. (Фомы не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя.) «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю»! – упрямо твердил он несколько дней своим товарищам (Ин. 20:25) [2]. Отсюда – неточное и обидное прозвище «Фома неверующий» (надо – «сомневающийся»).

Апостол сомнения

Дионисий и мастерская. Уверение Фомы. Икона из церкви Св. Троицы Павлова Обнорского монастыря. 1500 г. (ГРМ)

Явившийся через неделю Христос предложил ему осязать свои раны с укоризненными словами: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи её в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!» [3]

– «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул Фома.

– «Ты поверил потому, что Меня увидел? – говорит ему Иисус. – Блаженны не увидевшие и поверившие!» (Ин. 27–29)

Православный богослужебный календарь нарочито посвящает этому событию следующее воскресенье после Пасхи (Антипасха, или, в народной терминологии, «Фомина́ неделя»).

Житийная традиция с лихвой компенсирует этот непохвальный эпизод его биографии символической подробностью прославления усопшей Богоматери. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Её погребения со всех концов Римской ойкумены, должны были на третий день вновь раскрыть гробницу для запоздавшего Фомы, проповедовавшего в далекой Индии. Ранее усомнившийся в воскресении Христа, он теперь сам возвестил о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, Фома нашел в пещере одни погребальные пелены.

Апостол сомнения

«Несторианский крест» с надписями на пехлеви (среднеперсидском), находившийся в церкви, построенной над предполагаемой могилой апостола Фомы, недалеко от нынешнего Мадраса в Индии

Мистическая традиция древних гнόстиков (от греч. гнόсис – «знание») [4], обыгрывая образ Фомы как «близнеца» Иисуса Христа и единственного из апостолов, будто бы удостоившегося откровения о «тайном смысле» Его учения, воплотилась в древних апокрифических памятниках: Евангелие от Фомы, Книга Фомы Атлета, Деяния Фомы (существуют русские переводы). По преданию, он проповедовал в Палестине, Эфиопии, Месопотамии, Парфии и даже крестил евангельских волхвов (магов). Затем он отправился к индийскому царю Гондоферу, крестил его и обратил в христианство многих жителей этой сказочной страны. За это верховный языческий жрец в ярости пронзил Фому мечом (или копьём). Существуют варианты его жизни, кончины и судьбы мощей.

Апостол сомнения

Епископ Богородский Антоний совершил 10 апреля 2016 года Божественную Литургию на гробнице ап. Фомы в базилике Сан-Томе (святого Фомы) в Ченнаи (Индия), после чего обратился к верующим с проповедью от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Христиане Индии называют себя «христианами апостола Фомы» и указывают место его погребения на Малабарском побережье Индийского океана. Древняя Маланка́рская Церковь (Индийская Ортодоксальная Церковь) считает этого апостола Своим основателем и покровителем (на церковном гербе приведены его слова: «Господь мой и Бог мой», – Ин. 20:28). Согласно официальным данным на 2016 год, к этой Древневосточной Церкви принадлежит около 2,5 млн человек [5].

Часть мощей апостола хранится в кафедральном соборе города Ортона (Италия).

Апостол сомнения

Василий Мар Фома Павел II, митр. Маланкарский, и Тихон (Моллард), митр. всей Америки и Канады (2015)

Издавна в народном религиозном обиходе принято выбирать покровителей профессий и специализаций – традиция смешная и наивная, берущая начало от языческих цеховых богов-патронов (но будем снисходительны). Так вот, следуя этой традиции, Фому можно назвать также «Апостолом эмпирического знания».

Примечания

[1] Cм. здесь.

[2] А чем была лучше вера (доверие) других апостолов? Евангелия повествуют, что, сочтя дело своего Учителя проигранным, они в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада, заперлись в конспиративной горнице и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы (кроме Иоанна); «первоверховный» апостол с клятвой трижды отрёкся от Учителя; а разочарован¬ные Лука и Клеόпа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали (!) об опустевшем гробе (Лк. 24:21–24). Они были обыкновенными людьми, воспитанными в еврейской традиции, считавшей Мессию земным царём-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им далеко не сразу.

[3] Русский Синодальный перевод этого места крайне неудачен: «И не будь неверующим, но верующим», а церковнославянский гораздо точнее: «И не бу́ди неве́рен, но верен» (Ин. 20:27). В бытовом узусе «неверующий» значит «атеист»! Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь понятия «доверие», «верность» «твёрдость». Это не отвлеченная «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и учёных» (Блез Паскаль). См.: Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 115–128 (статьи «Вера» и «Верность»). Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в одном случае (см.: Псалом 13:1), а также Послание ап. Иакова 2:19 (но такая вера не спасает!).

[4] Об этом влиятельном религиозно-философском движении эпохи позднего эллинизма (выразившемся в ряде систематических учений), во II—III веках боровшемся с молодым христианством за преобладание в Римской империи, см.: Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Киев, 1917 (докторская диссертация); здесь (с подробной библиографией).

[5] Название этой интереснейшей дохалкидонской Церкви западносирийского обряда с юрисдикцией преимущественно на территории Индии происходит от топонима Маланка́ра – исторического названия Малаба́рского берега полуострова Индостан, который стал средоточием христианства в Индии. (См. здесь.)