Исцеление гадаринского бесноватого

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 22-ю по Пятидесятнице.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.
И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Лк.8:26-39 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Если мы прочитаем несколько стихов 8 главы Евангелия от Луки, предшествующие нашему сегодняшнему чтению, то увидим, что в предваряющем сюжете Христос усмиряет шторм на озере. И ученики задаются вопросом: «Кто же это такой, что ему повинуются эти внешние природные стихии?»

И здесь мы видим еще одну стихию – стихию, которая находится внутри человека, стихию, которую, возможно, еще сложнее укротить и направить в нужное русло, потому что, может быть, она не такая яркая, не такая видимая, не такая ощутимая. Но вместе с тем то, что находится в душе человека, очень часто представляет собою действительно такой же шторм, который невозможно утишить. Тот шторм, который разрушает жизнь человека и, подобно вот этому одержимому из сегодняшнего чтения, выводит или выталкивает его из общества вот в эти гробы, то есть как бы переводит его уже в состояние смерти.

Встречаясь со Христом, этот человек оказывается перед вопросом о том, что находится в нем самом? Что в нем такого, что не позволяет ему самому контролировать свою жизнь? И это оказывается действительно очень большая сила. Легион – это римское военное подразделение порядка четырех тысяч человек. То есть это какая-то сила, это какие-то мысли, какие-то негативные чувства, которые настолько овладели человеком, что не дают ему продолжать жить нормальной человеческой жизнью.

И вроде бы пример этот для нас довольно-таки чужой, далекий. Сейчас мы сказали бы, что этот человек, да, имеет какое-то психическое заболевание. Возможно, мы бы отправили его к врачам. Но, по сути дела, то, что проявляется на его примере, относится к каждому из нас.

Христос задает вопрос: «Как твое имя?»

Понять и назвать то, что находится внутри нас, – это самая главная задача человеческой жизни, поскольку без этого невозможно осознать, что мы, подобно гадаринскому бесноватому, также находимся в цепях, мы также являемся нагими и нуждаемся в спасении. Поскольку без этого осознания никакого пути ко спасению, никакой встречи со Христом быть не может.

Мы видим, что жители города, по сути дела, находятся в той же самой ситуации, и к ним тоже обращен вопрос: «Как имя вашим демонам? Как имя вашим внутренним побуждениям, когда вы, вместо того чтобы помочь этому человеку, выталкиваете его, заковываете, убираете с глаз долой? И считаете, что тем самым все ваши проблемы решены!»

Эти люди видят две силы: злую демоническую и добрую божественную. И обе оказываются одинаково страшными для гадаринских жителей. Они пытаются контролировать злую, демоническую силу тем, что убирают ее из своего города, но сила Христова настолько велика, настолько могуча, что они просят и Христа уйти, понимая, что, если Он останется с ними, им придется заплатить большую цену.

И если цена исцеления одного человека – это их имущество, вот это стадо свиней, которое погибает, то какова же будет цена преображения их города, преображения вот этого уютного их человеческого мирка?

Думается, что сегодняшнее Евангелие можно применить и к нынешней, очень тяжелой ситуации. Все чаще можно услышать слова о том, что мир тоже сходит с ума, мир тоже становится безумным, мир тоже, подобно этим свиньям, подходит к краю обрыва, готовый свергнуться вниз и уничтожить само человеческое бытие, саму планету, на которой мы находимся. И поэтому вот эта же схема, которую нам предлагает сегодняшнее Евангелие, –это схема и исцеления нашей сегодняшней ситуации: нужно остановить эту спираль ненависти, эту спираль насилия, которая раскручивается с каждым днем и с каждым месяцем.

Нужно остановить хотя бы в рамках своего собственного сердца. Остановить путем того, чтобы не выпускать этих демонов на окружающих нас людей, не стравливать между собой тех, кто, может быть, и находится на разных позициях. Мы понимаем, что исцеление возможно только в том случае, если мир «обратится», если мир изменит свое направление взгляда.

И тогда действительно та молитва о мире, которую мы сейчас будем читать, приведет к тому, будем надеяться, что мир, как говорит сегодняшнее Евангелие, «…в здравом уме сядет у ног Христа».

Аминь.

Изгнание бесов. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/