Просьба сыновей Зеведеевых

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской

Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Мк. 10:32-45

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слышали в Евангелии от Марка, как Христос в своем последнем путешествии, следуя в Иерусалим, рассказывает ученикам все, что с Ним должно произойти. Он буквально слово в слово сообщает, какое будущее ждет Его, что с Ним будет, как Его предадут, как Его оплюют, как отдадут в руки язычников, как убьют и как Он воскреснет. Все, как должно быть, рассказывает Он своим ученикам. И очень странно после этого слышать, что ученики – двое, по крайней мере, из учеников – сразу после рассказа задают вопрос, даже высказывают просьбу. «Сделай нам то, что мы Тебя попросим», – и просят разрешения сесть по правую и по левую руку Господа.

Что они о себе думают в этот момент? Что представляют? Каково их будущее в Иерусалиме? Ведь совсем недавно, вот еще в начале этого 32-го стиха, с которого начинается сегодняшнее чтение, говорится, что, когда они следовали за Христом, они ужасались и страшились этого пути. Они понимали, что идут в то место, где ждут Иисуса, где Его хотят арестовать, где все сгущается. И вот эти тучи уже очень густо, так сказать, ходят вокруг них всех.

То есть они понимали, что опасность рядом. Ведь уже не однажды Иисуса пытались арестовать. Понятно, что рано или поздно это может кончиться совсем плохо. И вот Христос их предупреждает обо всем этом, и, тем не менее, они задают такой вопрос.

О чем же они Его спрашивают? Судя по тому, что услышавшие другие ученики стали негодовать на них, и у тех в мыслях что-то подобное было. И для них эти два товарища, которые вдруг выскочили вперед, становятся чем-то неприемлемым, неудобным – поэтому они на них негодуют. А может быть, они негодуют вообще на сам вопрос? Как вообще можно задавать его в такой ситуации? Мы не знаем этого точно, но ясно, что ученики не понимают до конца, что же будет. Несмотря на долгие месяцы, проведенные вместе с Иисусом, несмотря на знамения, несмотря на учение Христа – все, что они видели своими глазами, слышали своими ушами, – все равно они до конца не могут понять, что же предстоит претерпеть их Учителю, да и им самим тоже.

Какое будущее их ждет? Они пытаются как-то по-человечески его оценить, как-то спрогнозировать, что-то устроить, что-то предусмотреть. Вот с чем связаны их эти самые вопросы, которые мы сегодня слышим.

Как это похоже на нас с вами! Как мы, точно так же не зная будущего, которое может нас страшить или, может быть, вдохновлять, мы пытаемся его как-то устроить, мы пытаемся предусмотреть какие-то хорошие места, которые будут нам удобны, хотим иметь какое-то ясное будущее. Это очень по-человечески – так представлять и пытаться все плохое отбросить, говоря «все будет хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо», повторяя эти слова.

Даже Петр, помните, говорил Иисусу однажды: «Да не будет с Тобой такого», и тогда Иисус вынужден был своему ближайшему ученику сказать: «Отойди от меня, сатана».
А вот сейчас Он ничего не говорит этим ученикам, несмотря на их вопросы. Он задает им встречный, который дает некую оценку: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». И ученики в некоторой наивности, а может быть, и пророчески в том числе, говорят: «Можем». Слово «крещение» повторяется в этом отрывке 6 раз. Таким образом Господь ставит этот акцент – акцент на том, ЧТО предстоит Его ученикам и всем тем, кто последует за Ним, всем тем, кто точно так же, как эти Его друзья, Его сообщинники, станут Его учениками. Многие-многие будущие годы, поколения – и сейчас точно так же.

Господь говорит всем тем, кто сейчас восходит в Иерусалим, кто готовится к крещению, кто избрал этот путь и еще не понимает, ЧТО же будет. Он говорит всем им (а мы вместе с ними вспоминаем, как это когда-то было сказано и нам – кому-то в детстве родителями или крестными, кому-то во взрослые годы, когда мы принимали свое решение): «Крещением таким, как я крещусь, – будете креститься. Но вот кому уготовано сесть по правую или по левую руку, кому занять какое-то высокое положение – кому нет, не Я решаю. Кому это уготовано, тому и будет дано». Господь говорит это каждому из нас: «Вот таким крещением будете креститься, а что будет дальше, я не знаю».

Что будет дальше – это некоторая тайна, которую открывает Отец через Сына и Духом Святым – но каждому лично. Какова его судьба? Что он будет делать? Как раскроются его дарования?
Что ты будешь искать, то ты и найдешь. И мы знаем, что среди тех десяти учеников, которые точно так же негодовали на Иакова и Иоанна, задавших этот первый вопрос, был, в том числе, и Иуда. Иуда, который тоже себе что-то думал свое. То, что он представлял, должно быть, совершенно не вписалось в реальность, как и не вписали его мечты. Вот так и для каждого из нас этот путь открыт.

Крещение открыто для нас, а что будет дальше – зависит от нас. И не будем смущаться этой неизвестности, этой тайны, будем идти вперед. Ведь мы видим, что и эти ученики, проведшие столько времени со своим Учителем, недопонимали всего того, что с ними произойдет. Мы видим, как после Его ареста и смерти крестной они были в упадке духа, не понимая, что же дальше? Вот так же и для нас с вами этот путь готовит какие-то повороты, какие-то неожиданности.

Но будем помнить, что Господь каждому из нас обещает, обещает всей Церкви: «Се, Я с вами до скончания века»: Я никогда вас не покину, Я буду с вами, и претерпевший до конца спасется. Все эти повороты судьбы можно пройти, лишь бы не стать Иудой и не предать Его. Во всем остальном мы сможем покаяться, мы сможем встать, если упадем, и пойдем дальше.
Для каждого из нас этот путь открыт. Каждый из нас либо сейчас готовится к принятию Крещения и к этому выбору, выбору этой неизвестности, этого пути, который откроет каждому из нас Господь, либо мы этот выбор уже сделали.

Будем идти по нему решительно и с надеждой, ибо Господь обещал быть с нами.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Просьба Иакова и Иоанна. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/