Исцеление слепорожденного

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Ин.9:1-38

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Слова Христа — это не просто набор букв, это не просто какие-то понятия, они очень конкретные и осязаемые. Сегодняшнее Евангелие как раз свидетельствует об этом.

Христос не просто говорит, что Он «свет миру», Он дарует свет, Он дарует видеть окружающий мир человеку, который лишен зрения. Через зрение мы получаем большинство информации, это самый связующий, самый важный канал наших контактов с окружающими: с людьми, с материальным миром и т.д.

Христос тем самым показывает, что Он — владыка, Он — творец, Он выполняет миссию Отца, созидая новое творение. Но более того, Он показывает, что никого нельзя загонять в определенные рамки. Видя этого слепого, ученики не спрашивают о том, как ему помочь, как сделать так, чтобы он обрел всю радостную полноту жизни. Они начинают рассуждать о том, кто виноват – он или его родители – в том, что такова его участь. Тем самым пытаются поместить этого человека в рамки каких-то богословских понятных схем, но забывают о том, что этого человека создал Бог. И поэтому он и есть ответ на все эти вопросы.

Не просто какая-то формальная теория, не просто какая-то система. Христос говорит о том, что решение проблемы страдания человека — это устранение, активное, деятельное устранение страдания тем или иным способом, который доступен Богочеловеку, который доступен апостолам, который доступен Церкви, ближним и т.д.

Казалось бы, вот такая радостная история – на ней можно было бы поставить точку, как мы это видим в других исцелениях. Но на самом деле человек, открывающий глаза, видящий впервые в своей жизни, лицезреет красоту мира, его краски, сияние, всю радость бытия, но вместе с тем первое, с чем он сталкивается, наверное, это разочарование. После которого хочется в какой-то мере закрыть снова глаза и вернуться в прежнее свое ограниченное бытие, бытие, где ты был немощным, но где о тебе заботились. Где тебя любили родители, пусть и как ребенка-инвалида, но, тем не менее, воспринимали как некий дар, центр семьи, о тебе заботились соседи, они помогали, вероятнее всего, видя, когда нужно подсказать дорогу. Наверное, и фарисеи в синагоге тоже каким-то образом помогали ему во время богослужения, помогали этим создать атмосферу заботы, именно взирая на его немощь.

Но теперь он здоров и сталкивается с совершенно иными проявлениями во всех этих ранее положительно настроенных к нему сферах бытия. Соседи выражают скептицизм: а действительно ли это он? А может быть, он просто притворялся все эти годы, чтобы не работать, а зарабатывать деньги, сидя и прося милостыню. Родители, вроде бы самые близкие люди, которые должны радоваться неожиданному исцелению своего ребенка, – тоже боятся, они демонстрируют страх перед сложившейся религиозной системой, которая не готова разделить их радость и принять их. Вот эти радостные родительские чувства и, наконец, религиозное законничество фарисеев — наверное, самая яркая реакция, неприятие того, что произошло. У них тоже есть свои мерки, у них тоже есть свои определения, как и у апостолов. И если Христос не вписывается в эти рамки, если Он совершает чудо не таким образом, как это ожидают фарисеи, если Он делает какие-то шаги, которые не соответствуют тому, чего они ожидают от Бога, то проще всего вытеснить Богочеловека за наши человеческие рамки и продолжать жить в нашем человеческом мире, где действуют наши, а не евангельские, неожиданные и часто непостижимые для человеческого разума законы.

Но вместе с тем мы видим, что исцеленный не закрывает глаза, он не возвращается в мир мрака, он отвечает на все эти вызовы, на все эти обращенные к нему вопросы. Уже как человек не только зрячий, но и как видящий, понимающий, что в его жизни произошла Встреча, на основании которой можно дать ответы на все вопросы, которые обращают к нему самые разные люди: скептики, соседи. На их вопрос он отвечает на самом низком человеческом уровне: «Человек по имени Иисус исцелил меня», — это самое первое и самое важное свидетельство о том, что в его жизни произошла встреча, которая изменила его человеческое бытие. Он не скрывает этой встречи, не боится говорить о ней и тем самым становится, на таком элементарном уровне, благовестником и евангелистом. Он начинает действительно апологетический, защитительный спор с фарисеями, где приводит аргументы и говорит о том, что если бы этот человек был грешник, то не смог совершить это чудо. Он называет Христа «пророком», это следующая стадия, когда то, что происходит в нашей жизни, уже осмысляется нами. Когда мы видим какую-то особую руку Божию, особое водительство, особое присутствие Бога в тех или иных обстоятельствах жизни.

Может показаться, что исцеленный слепорожденный остается один. Но на самом деле это не так, мы видим, что Христос тем или иным образом продолжает следить за его судьбой. И вот когда Христос слышит, что его изгнали фарисеи, Он встречает его. Христос не оставлял его все это время, но хотел, чтобы тот, своими человеческими силами получив, пережив чудо встречи с Ним, теперь показал, насколько он сам может жить по новым законам. Насколько он сам может пытаться реализовать в своей жизни те новые возможности, которые даровал ему Бог. Поэтому очень часто в этом тексте мы слышим слово «знаем». «Мы знаем», — так говорят фарисеи, «я знаю», — говорит слепорожденный. Но теперь последняя и высшая степень — когда он говорит «я верую». «Я верую, Господи, я верую в то, что Ты – Сын Божий».

Дорогие братья и сестры, Церковь в это пасхальное время читает определенные отрывки в качестве такого тайноводства для новокрещеных, как это было в древности. Но вместе с тем это тайноводство и для каждого из нас. Поскольку тот путь, который прошел слепорожденный, понимание событий присутствия Бога в нашей жизни, осмысление этих событий и, наконец, провозглашение нашей веры, — это путь, к которому призван каждый из нас. Если мы будем шествовать по этому пути, то действительно Пасха не будет ограничиваться периодом в 40 дней, но будет продолжаться каждый день нашей жизни.

Аминь.

Христос воскресе!

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Исцеление слепорожденного. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/