Ёлка – рождественская или новогодняя?

 
 
 

Рождество предшествует Новому году или наоборот?

В дни, когда около 90% христиан (в том числе и православных) празднуют Рождество Христово, возобновляются споры о «правильности» рождественской даты, имеющей не безобидное, но актуальное внутриполитическое значение: 25 декабря или 7 января вписывается в праздничный строй нашей многоконфессиональной страны? Теоретический спор бесполезен, но есть один реальный участник истории, с которым не поспоришь. Конечно, речь идёт о «ёлке».

История «русской ёлки» интересна и поучительна. Рождественская ель в современном понимании, то есть как цельное украшенное древо, фиксируется в С.-Петербурге в домах немецких протестантов в начале XIX века. (Указ Петра I от 20 декабря 1699 года о праздновании Нового года не имеет к ней прямого отношения.) Первым православным домом, где установили ёлку, был, видимо, Зимний дворец: с 1830-х годов вечнозелёная красавица веселила семью императора Николая I и его гостей. А 31 декабря во дворец, как вспоминала его дочь, «неизменно приезжал митрополит Серафим с монахами Александро-Невской лавры, певшими… чудесное славословие». Император с императрицей собственноручно подносили им угощение у ёлки.

Ёлка – рождественская или новогодняя?

Чернышев Алексей Филиппович. Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце.

Первое официальное сообщение о рождественской ели появилось в «Северной пчеле» накануне 1840 года: газета писала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. Год спустя там же появилось объяснение входящего в моду обычая: «Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещённое фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…». «К середине XIX века немецкий обычай прочно вошёл в жизнь российской столицы. Ёлка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением» [1].

Ёлка – рождественская или новогодняя?

Открытка рождественская

Не все одобряли нововведение. Так, известный петербургский протоиерей Иоанн Полисадов (†1886), гневно обличая «обновленцев», называл обычай устраивать для детей ёлку «совершенно нелепым, чисто немецким или, точнее говоря, каким-то языческим, вовсе неприличным Христову празднику, чистою бессмыслицею» [2]. Интересно, что бы он сказал нашему патриарху Кириллу, застав его за этим «языческим» и «неприличным» делом – освящением для детей главной рождественской ёлки страны?! Хороший урок для недалёких консерваторов, враждебно относящихся к любым «иноземным новшествам». При этом без малейшей ретроспективной оглядки утверждается, что все будто бы наши обряды и традиции (люди ведь быстро привыкают к новому) – «исконно православные», восходящие едва ли не ко Христу и апостолам! Но обратимся к ситуации, сформулированной заголовком.

Хорошо известно, что нельзя служить двум господам и сидеть на двух стульях. Если наши «ревнители» старого стиля всерьёз отвергают астрономически и символически безусловный день праздника Рождества – 25 декабря по григорианскому календарю, то они должны быть последовательны до конца и игнорировать так называемый «гражданский Новый год» (при этом забывают, что 1/14 января – это тоже гражданский – а не церковный! – Новый год). Но ведь в наших храмах всерьёз (а не лицемерно!) служат Новогодний молебен вечером 31 декабря. Святейший Патриарх Алексий Второй поздравил россиян с наступлением третьего тысячелетия от Рождества Христова 31 декабря 2000 года по григорианскому календарю (а не 13 января 2001 года, в канун фольклорного «Старого нового года»)!

Ёлка – рождественская или новогодняя?

Советские дети наряжают ёлку.

Такая раздвоенность лишает изначально Рождественскую ёлку всероссийского миссионерского статуса. Известно, что, запрещённая коммунистами в двадцатые годы прошлого века, ёлка была «переосмыслена» и возвращена ими же в 1935 году в качестве секулярной и только новогодней. С неизбежностью, Новый год и церемониал этого единственного дозволенного зимнего праздника перенял всю веселую рождественскую обрядность – украшенную ёлочку, народные гулянья, ярмарки, колядки, обмен подарками. К этому все привыкли, в том числе и нормальные православные христиане, слушающие новогоднее поздравление Президента у ёлки, под которой спрятаны подарки детям. Через несколько дней эта ель станет рождественской.

Но некоторые «законники», живущие по принципу «человек для субботы», не признаю́т торжеств и ёлки во время поста. Легко представить, каково приходится их бедным детям, когда в садах и школах проходят новогодние «огоньки» и раздаются подарки со сластями! В такой ситуации, благословляя сначала «государственную» и общероссийскую новогоднюю ёлку в Кремле и по всей стране, а затем уже православную (более частную) рождественскую елку, Церковь идёт на компромисс. Оправдан ли он?

Ёлка – рождественская или новогодняя?

Новогодняя ёлка в Кремлёвском дворце Съездов. Фото Н. Акимова и Л. Портер. Архив ТАСС (1970-е годы)

Но представим, что всё вернулось на круги своя и Рождество Христово празднуется до (а не после) Нового года, 25 декабря, как и в IV веке, отцы которого навсегда утвердили эту безусловную астрономическую дату. Тогда этот день становится государственным праздником и выходным днём. После торжественного Рождественского богослужения Святейший Патриарх освящает в Кремле уже не «коммунистическую», приходящуюся на пост, а традиционную христианскую елку. (Таким образом, вопрос о второй ёлке, «новогодней», существующей лишь у нас во всём христианском мире, решается сам собой!) Новый год вновь приобретает свой нейтральный статус важной хронологической вехи, но лишается навязанного ему сакрального ореола. У школьников начинаются рождественские каникулы, а с Нового года к ним на законных основаниях присоединяются и взрослые (согласно постановлению Государственной Думы о новогодних каникулах). Православные христиане наконец-то уравниваются в правах с другими гражданами, и могут с чистым сердцем ехать с детьми на зимние курорты или проводить святочные дни в зависимости от достатка и желания. А после праздника Святого Богоявления (Крещения Господня), 6 января, – как и в доброй старой России! – все возвратятся к трудам.

Как видим, главным хранителем новогодней коммунистической ёлки и всей праздничной шизофренической раздвоенности, от которой страдают здравомыслящие люди, остаётся юлианский календарь. Таков один из парадоксов нашей действительности.

«Суббота для человека или человек для субботы?» Авторитетный ответ на этот вопрос был дан давно, но «почему-то» не все христиане с ним согласны. Элементарного здравого смысла или «человеческого понятия», как оптимистично уверяла матушка Швейгентиль у Томаса Манна, «всегда на всё достанет!» Будем надеяться, что и мы не вовсе лишены этого ценного качества. Хотя иногда, по совести сказать, вера в это почти исчезает.

Юрий Рубан

Примечания

[1] Душечкина Е. В. Русская ёлка. История, мифология, литература. [2-е изд., перераб. и доп.]. СПб., 2012. – С. 54, 63.

[2] Цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. – С. 526, прим. 1.

Календарная проблематика Рождества в целом кратко изложена здесь: Рубан Ю. Календарь для человека или человек для календаря? (Когда мы празднуем Рождество Христово) // Санкт-Петербургский церковный вестник, 2005. №12 (72). Статья вошла в книгу: Рубан Ю. От Рождества до Сретения: Праздники Рождественского цикла / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е. СПб., 2019 (можно приобрести в книжной лавке Феодоровского собора).