Почитание поклонению рознь

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

16/29 января церковный календарь преподносит нам праздник с интересным названием: «Поклонение честны́м вери́гам святого и всехвального апостола Петра». (В данном случае «вериги» – это оковы, тюремные цепи.) В основе праздника лежит одно из событий апостольского времени, описанное евангелистом Лукой в его книге Деяний Апостольских.

Почитание поклонению рознь

Рафаэль Санти (1483—1520). Освобождение Святого Апостола Петра из темницы. 1513—1514 гг. Фреска в зале Илиодора, Ватиканский дворец, Рим.

Известно, что проповедь о Христе Распятом и Воскресшем воспринималась еврейскими властями и священством как кощунственный «соблазн» (греч. ска́ндалон!), как дерзкое диссидентство, которому не было места в сложившейся религиозно-политической системе иудаизма. Его следовало побыстрее локализовать, подавить любыми средствами и забыть навсегда. Отсюда – непонятные многим жестокие гонения на мирных и лояльных христиан. Около 44 года ставленник Рима царь Ирод Агриппа казнил апостола Иакова (брата Иоанна Богослова), а апостола Петра «посадил в тюрьму, <…> намереваясь после Пасхи вывести его к народу». В ночь перед судом, исход которого был явно предрешён, «Петр спал между двумя воинами, связанный двумя цепями, и стражи у двери стерегли тюрьму. И вот, предстал ангел Господень, и свет воссиял в темнице. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, говоря: «Встань скорее». И цепи спали с его рук» (Деян. 12:4–7). Петр оделся, они чудесным образом миновали два караула и через железные ворота вышли на пустынную улицу. Ангел исчез, и лишь тогда Петр осознал, что это не сон. Он нашел убежище в доме Иоанна-Марка, а затем был тайно переправлен на Средиземноморское побережье.

Почитание поклонению рознь

Барталоме Эстебан Перес Мурильо (1618-1682). Освобождение Петра из темницы. Между 1671-1674 гг. Государственный Эрмитаж.

По преданию, христиане смогли получить эти цепи (вериги) и хранили их как драгоценную реликвию. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В V веке они были перенесены в Рим, где апостол Петр мученически окончил свои дни, и положены в церкви его имени на Эсквилийском холме (базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи – San Pietro in Vincoli, что значит «Святой Петр в веригах»). Часть вериг оказалась в Константинополе, и хранилась в церкви ап. Петра близ собора Святой Софии. Наш паломник Антоний Новгородский в 1200 году писал, что здесь «висело Петровых вериг железо, вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг (их) целует патриарх и все люди». После захвата Царьграда турками в 1453 году след константинопольских вериг теряется, и римские вериги становятся общехристианской святыней.

Однажды, в 60-е или 70-е годы минувшего столетия, эти вериги вызвали в одном паломнике доселе невиданную реакцию (знаю об этом от одного из своих учителей по тогда ещё Ленинградской Духовной академии). В Рим приехали православные священнослужители из Югославии. Посещая многочисленные святыни Вечного города, они пришли поклониться и веригам. Все коленопреклоненно прикладывались к святыне, и лишь один епископ из Черногории стоял в стороне с гордо поднятой головой. (В скобках напомню, что в период оккупации Восточной Европы Османской империей (XIV–XIX вв.) лишь Черногорское княжество было оплотом независимости славянских народов на Балканском полуострове. Этому способствовало его стратегически выгодное местоположение внутри Динарской горной системы и постоянный приток переселенцев из оккупированных турками областей. При этом черногорские епископы часто становились и лидерами освободительного движения.)

Возникло удивлённое замешательство. Сопровождавший делегацию переводчик подумал, что православный архиерей, быть может, чего-то не понял, и деликатно напомнил ему: «Владыко, ведь это же вериги самого апостола Петра…». – «Я знаю; но мы, черногорцы, цепям не кланяемся!» – последовал лаконичный ответ.

Возразить на это было нечего, да и незачем. У каждого народа могут быть свои, выстраданные историей, болевые точки, с которыми не может не считаться даже общехристианская традиция благочестия.