А в Церкви может быть круто

 
 
 

Сегодняшний наш рассказ о Даниле Гурове – ведущем «Киноклуба» Феомолодежи.

Этого высокого молодого человека нельзя не заметить на воскресной литургии. Или – в окружении радостных друзей и подруг. Нередко – с гитарой в руках. Он хорошо фотографирует, умеет снимать классные видеоролики, дружить… и служить в Церкви, чем может. 

Игра и христианство

В моей семье церковная жизнь была чем-то настолько естественным, настолько само собой разумеющимся, что было даже странно подумать не пойти в храм: «Как это так, вся семья идет, а я нет?» Хотя детство — это довольно сложный период в плане воцерковления. С одной стороны, старания родителей могут открыть дверь в Церковь, с другой — полностью отвратить излишней настойчивостью. Но у меня так получилось, что православие в детстве воспринималось как постоянный праздник.

Больше всего мы ждали Рождество и Пасху, в этом, наверное, и было мое детское христианство. Как обычно бывает, радует больше не сам праздник, а подготовка к нему. Моя старшая сестра, актриса Рита Свяцкая, помогала нам ставить театральные представления. На премьеры приходило много родственников: мы старались всерьез, у нас даже был вертеп, фигурки, всевозможная атрибутика… Профессиональный подход, что сказать. Из игры это перерастало во что-то более серьезное — и это важно понимать. Игра всегда стремится к своему серьезному завершению. И, конечно, детские роли со временем помогали понять многое: Писание, обрядовые формы в Церкви, почему надо любить ближнего.

Так из детской игры, где ты вживаешься в роль, потом празднуешь и радуешься, это переросло в осознанную веру. Игра вполне хороший «миссионерский ход» со стороны родителей, благодаря ей можно создать «домашнюю церковь».

Помню, как отец читал нам Евангелие. Какие-то сложные моменты сглаживал и упрощал, а мы с братом часто смеялись и задавались вопросом: «Почему ученики такие глупые? Почему Иисус постоянно им объясняет? Это же и так понятно!»

Вот так родительский пример открыл мне двери в христианство — а я должен был выбрать, заходить в эту дверь или нет. Если честно, сначала решил не заходить.

А в Церкви может быть круто

На выезде актива Феомолодежи

Подросток и состояние маятника

Самое сложное на пути к вере — то, что момент выбора приходится на неудобное время, подростковое. Оно в какой-то степени критическое — накал внутренний и внешний, эмоции, гормоны, подражание сверстникам.

В 13-15 лет мне было сложно присутствовать на литургии. В раннем детстве это было мистическое пространство, и я представлял, что где-то рядом со мной ангелы, святые, Бог. И думал о том, что конкретно все они сейчас делают. А в подростковом периоде я уже просто ждал, когда наступит причастие и все это закончится.

Даже по тем или иным возгласам, молитвам высчитывал, что литургия близится к концу, и внутренне ликовал. Видимо, такой период настигает каждого человека, родившегося в верующей семье. Родители должны проявить мудрость в этот момент, я сейчас это понимаю.

Это был этап, похожий на маятник — туда-сюда. Постоянные и резкие изменения духовного состояния. В храм я, конечно, ходил: нам с братом там было весело, мы общались со сверстниками, но не более того. Потом вдруг я осознал себя несоответствующим церковной морали: я плохой, и мне нужно над собой работать. Как? Читать молитвы и делать хотя бы что-то.

А в Церкви может быть круто

На приходском выезде

И вот я начал читать какие-то книги про то, как люди внезапно каются и сразу находят счастье. Чувствовал себя между двумя мирами — обычным миром и Церковью, но не в одном из них не был до конца. Подвешенное состояние маятника.

В итоге я перегорел и сказал себе: «Ну, раз не получается — значит, не получается…»

В это время школьные друзья творили всякий, как сейчас говорят, трэш. И у меня прекрасно получалось творить трэш вместе с ними. Не без вредных привычек. Примерно с 5 по 9 класс мы прямо хорошо «веселились». Но вопросы: «А во что я верю? Я, вообще, еще верю?» — оставались для меня всегда актуальными.

Большинство молодежи в церковь не ходило и не ходит, никому это не нужно. Так зачем я должен ходить? Почему я должен ходить? Неправильные ответы на вопросы категории «Я» очень часто ведут не туда.

В 9-м классе вдруг вокруг меня образовался вакуум. Все «друзья» куда-то пропали. И в жизнь вернулся Бог.

А я задал себе новый вопрос: «За что Бог меня наказал? Почему я теперь один?» Сильно удивлялся тому, что «друзья» продолжали вытворять всё, что хотели, а у меня появляются проблемы. Что я делаю не так?

Так и продолжалось до самого института. Духовный кризис, ведущий к настоящему покаянию.

А в Церкви может быть круто

Фото из группы Феомолодежи в ВК: https://vk.com/feomolod

Феомолодежь: свобода и общение — в вере

Уже на первом курсе пришлось брать «академ» из-за болезни легких и ложиться в больницу. Тогда старшая сестра и позвала в Феособор на молодежные выходные. Удивило, что было очень много молодежи, которой небезразличны отношения с Богом. Совершенно новый круг людей — я думал, что такого в жизни не бывает.

Больше всего понравилось, что ребята говорили о личной связи с Богом. Молитва, оказывается, — это твой разговор с Господом! Я понял, что Он не где-то там далеко следит за мной, как я живу, праведно или нет. Что Он не подсчитывает мои косяки и не кладет их на весы, чтобы устроить «прожарку» во время Страшного суда. А просто я могу обращаться к Нему всегда и ждать помощи.

Меня это так дико удивило, что я многое переосмыслил. Начался совершенно другой образ жизни: приходили нужные люди, появилась возможность помогать ближнему, обрести свое «Я» через то творчество, которое нравится и тебе. Через обсуждение кино, фотографирование, игру на гитаре.

А в Церкви может быть круто

Фото из группы Феомолодежи в ВК: https://vk.com/feomolod

Очень впечатлила «Chemin Neuf» — католическая межконфессиональная община, в том числе молодежная, где люди разных конфессий встречаются друг с другом, общаются, делятся опытом и взглядами. Там приходит «вселенское» понимание Церкви, появляются близкие люди. Разные конфессии обогащают друг друга. Некоторые христиане из Православной Церкви едут за границу на миссию – это дает возможность не только послужить Христу, но и выучить язык. Да и сам по себе диалог между конфессиями на молодежном уровне очень важен. Вот недавно одна пара у нас обручилась – и на обручение пришли поздравить друзья-протестанты. Разве это не прекрасно?

Chrétien - Il est où ? [Clip officiel - parodie l'Algérino]

—  Музыкальный клип «Где же он, христианин?», который Данила Гуров с командой снимал во Франции в общине «Chemin Neuf». Стиль и подача видео предназначены подросткам. В видео есть русские субтитры. 

Христос создал возможность быть спасенным уже сейчас — Он сделал возможным диалог с Богом. Вот что важно! Диалог с Богом – это не только что-то трансцендентально-возвышенное, это и общение с ближним. На днях одна из наших сестер провела интерактивное занятие по творчеству немецкого художника Альбрехта Дюрера. Просто сокровищница новых смыслов и интерпретаций библейских сюжетов с помощью красок! Созерцание этого — тоже общение с Богом.

Бог-Отец для меня не что-то мифическое, а то, что существует реально. Мысль об этом согревает. Я могу обращаться к Нему, мы существуем будто вместе. Я могу благодарить Его в ответ.

Я стараюсь быть вместе с Христом и помнить, что Он меня освободил от греха. Я свободен от этого! Но одновременно Он является направляющим вектором к тому, чтобы стараться не совершать грех. Это может быть и на серьезных уровнях, и на «не очень». Иногда приходится проявлять суровое смирение и внутри общины – легко не бывает нигде. Недавно у нас была встреча «настольные игры», мы играли в «Игру престолов». Вот где средоточие смирения и терпения! И такой накал страстей – что чуть община не развалилась. Шучу, конечно… Хотя, кто знает, игры — это такая вещь… Ладно, правда шучу.

А в Церкви может быть круто

Во время закупки продуктов для молодежного выезда

Слова ничего не значат, но можно вместе делать дела

Долгое время я думал, что Христос — это моралист, философ, который делится «лайфхаками» жизни. Пока не начал общаться с «феомолодежью». На встречах с такими людьми и создается ощущение реальной Церкви. Чувство общины возникает с особенной силой. Оказывается, Церковь может быть не только унылой, маленькой, в душном храме — она может быть совсем в другом.

Я вижу Церковь как что-то среднее между активной деятельностью и молитвой. Я узнал тут настоящую общинную жизнь. Понял, что такое служение Богу и людям. Точнее, служение Богу через служение людям. Никогда не думал, что в Церкви может быть так круто!

Слова в молодом возрасте ничего не значат — их всегда сложно услышать и понять: проповеди, родительские наставления… А вот поступки и дела меняют всё кардинально. Именно такой подход к служению, как у молодежной общины Феодоровского собора, помог мне стать частью Церкви. Я увидел, как конкретные дела изменили меня, и сам захотел помогать людям. И — ключевые слова — быть служителем Церкви.

А в Церкви может быть круто

Тема очередного киноклуба: «Как смотреть кино?»

Далеко не сразу удается найти себя в жизни, и не менее сложно найти себя в общине. Особенно если в голове царят представления о Церкви как об обычном религиозном институте с набором ритуалов. Это очень отталкивает людей, но ведь на самом деле Церковь — это гораздо больше. Своим молодежным служением мы стараемся каждый раз это доказывать. У нас есть «киноклуб», лектории, «вечера талантов», помощь нуждающимся, евангельские чтения, всевозможные выезды, медиаслужение, дни настольных игр, дискуссионные собрания и много-много всего…

Со временем я начал отвечать за наш «Киноклуб», еще снимаю и монтирую видео, помогаю в техническом оснащении и в других организационных вопросах. У нас на приходе бывают семейные выезды, и там нужны добровольцы, которые занимаются с детьми. Мы несколько раз были детскими опекунами и однажды сняли шутливый ролик «Служители».

Пародия на Мстителей. Служители

Церковь – это постоянный личностный рост, который существует не «сам по себе», а в конкретных вещах. Всякий твой талант может найти применение в Церкви. Я, например, еще люблю играть на гитаре и фотографировать – и всегда это дает результат и приносит пользу другим людям. А кто-то у нас хорошо знает Библию или иностранные языки, кто-то проводит мастер-классы. Приходите и вы, всем найдется место и служение!

Кто ты на самом деле?

Христианство помогает ответить на философско-экзистенциальные вопросы, понять, зачем ты вообще здесь. Ведь как бывает? Ты думаешь, что всё нормально и как у всех, но это до определенного момента. А потом что-то случается — финансовые проблемы, предательства, провалы со здоровьем. В любой момент может что-то произойти. И если сейчас все «окей», то всё может быстро разрушиться. И что тогда дальше?

Со Христом мы выше материалистичной доктрины. Появляются желания, которые не сводятся к вещам. Путь, который я выбираю, показывает что-то большее, чем сиюминутный успех и жажда комфорта.

Я уверен, что после земной жизни будет полноценная жизнь, а сейчас только преддверие, подготовка к ней. В некоторой степени мы этим и занимаемся в молодежной общине – подготовкой. Надеюсь, что получается.

Сегодня молодежь просто заражена идеями потребления. Но успех твоей жизни не заключается в деньгах и всем материальном, чего так часто хочется. Жизненный успех — это удовольствие от того, что ты делаешь и как ты общаешься с Богом. Именно сам процесс создает смысл жизни.

А в Церкви может быть круто

Современный мир увлечен психологией, учениями о развитии личности, о непохожести друг на друга, о «вере в себя». Но именно во Христе ты становишься той самой личностью, которой мечтаешь стать. Когда разбиваются современные потребительские иллюзии, это помогает понять, кто ты на самом деле. Приходит осознание того, что настоящая жизнь — это не твои представления об успехе, а совместное творчество с Богом. Христос дает эту возможность творчества — творчества в широком понимании этого слова.

Записал Владислав Рахматулин