Богач и Лазарь

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Лк.16:19-31

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Эта история, которую мы сегодня слышали, разделена на две неравные части. Бо՛льшая часть посвящена загробному состоянию богача и Лазаря, и лишь малая часть, предшествующая этой большой, рассказывает об их земной жизни. Но для нас с вами, братья и сестры, сегодня намного интереснее первая часть, потому что нам важно — а что нам делать, чтобы наша жизнь как-то по-другому складывалась?

Чем же отличается богач от нищего Лазаря? Понятно, что у них много отличий, но есть одно очень серьезное, заключающееся в том, что Лазарь не выбирал свою жизнь. Он не хотел быть нищим, ничего не имеющим, нуждающимся в том, чтобы ему помогали. Так жизнь сложилась! И мы не знаем обстоятельств его жизни, не знаем, почему так произошло, но это не был его выбор.

Богач же как-то всю жизнь крутился, вертелся… Может, он получил наследство. Тем не менее это его выбор — жить вот такой жизнью и не замечать того, что вокруг происходит. Может быть, он даже и Закон соблюдает; может быть, отдает десятину, жертвует на храм, чтит субботу. И все вроде бы по закону у него хорошо, но он делает свой выбор в том, чтобы не замечать нуждающегося человека, который живет при его дверях.

Лазарь тоже делает какой-никакой выбор: живя при дверях богача, он при этом не впадает в осуждение, в нем нет ненависти. (По крайней мере, слушая притчу, мы не замечаем ненависти в его образе жизни.) Он желал, чтобы его хотя бы крохами напитали, живет в состоянии смиренного принятия той жизни, которая ему досталась. Не строит планов захвата богатства богача, не желает что-то украсть у него. Он не желает даже, чтобы его звали к столу и сажали за стол, как это произошло в другой евангельской истории:

Когда к царю не пришли избранные, отказавшись от пиршества, от брачного пира, он позвал увечных, нищих, собрал разных людей с округи, с перекрестков, как говорит Писание, и посадил за свой стол. Вот таких, как этот Лазарь, посадил за свой стол, потому что видел в каждом из них человека. Да, нищего, да, убогого, да, грязного — но человека.

А вот богач человека в Лазаре не видит, для него это нечто несуществующее…

И у нас возникает вопрос, а кто этот богач сегодня? И оказывается, что в этой истории показан вечный принцип отношений между людьми.

Если ты другого не замечаешь, другого, который почему-то от тебя стал зависимым, хотя бы на самую малую долю времени, зависимым от той помощи, которую ты можешь ему оказать, зависимым от того взгляда или от того мнения, которое ты можешь высказать, то в этот момент ты можешь быть либо богачом, который не заметит этого человека, который смотрит сквозь него, как будто его не существует, либо таким домохозяином, господином, который пригласит его к своему столу. Необязательно это будет буквально «к своему столу…». Но твое отношение к нему может очень многое менять.

Знаете, есть люди, которых мы называем «сильными мира сего» и от которых мы действительно зависим… Но «сильными мира сего» могут быть любые люди. И мы с вами можем ими в то мгновение, которое Господь нам дает. В это мгновение наш выбор делает нас или бездушным богачом, или милосердным господином, и от этого выбора очень многое зависит.

Интересна эта история и тем, что в загробном состоянии нет ненависти. Над человеком страдающим никто не злорадствует, никто не смотрит на него с ощущением – вот, наступила справедливость. Это просто констатация факта. И в мучении, которое он переносит, возникает какой-то образ очищения. Ведь он осознает это мучение, он даже думает о своих братьях, которые тоже могут сюда попасть. Складывается ощущение, что в нем что-то меняется или уже изменилось, раз такое происходит. Но великая пропасть, которая лежит между одной стороной и другой и которую не преодолеть, вызывает недоумение: «Как же так, а может быть, все-таки есть чистилище, как у Данте? Может, есть все-таки возможность перейти из одной стороны в другую?»

Да, наверное, есть, потому что мучения наступают не в аду, они наступают сейчас. Горение, жар, который охватывает человека, когда он поступает таким образом, в какой-то момент настигает многих людей. И это момент, который может дать то самое очищение, которое позволит преодолеть пропасть.

И когда мы оказываемся на той или на другой стороне, для нас выбор тоже сохраняется: можно или жалеть себя «О, какой я несчастный, что со мною такое произошло!» или воспринять их как то самое очищение, которое позволяет преодолеть пропасть.

Лазарь показал великое смирение, смирение принятия того, что есть. В какой-то перспективе и богач показывает то же самое. И в своем загробном состоянии страданием он открывает для нас то же предполагаемое смирение, которое мы можем принять здесь как дар. Как дар очищения от того, что делается в этом мире здесь и сейчас с нами.

Эта история о нас с вами, о нас, живущих здесь сегодня, да и о тех, живущих десять или двадцать веков назад. Потому что все истории повторяются вновь и вновь, и это великий дар Господень — предупреждение о том, что мы можем менять свою жизнь, делая тот выбор, который ведет нас к Господу Богу во Христе Иисусе.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Богач и Лазарь. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/