Первый российский новомученик

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Каждая эпоха открывается зримым символом, заранее определяющим её смысл и содержание. Страшным знаком начала «новой жизни» в России стала мученическая смерть мирного православного священника Иоанна Кочу́рова, не состоявшего в политических группировках. В Православном календаре под 31 октября / 13 ноября читаем: память «священномученика протоиерея Иоанна (1917 г.)». Таким образом, церковная грань «новой эпохи» менее чем на неделю отстоит от роковой грани политической (25 октября / 7 ноября).

Будущий новомученик родился в 1871 году в Рязанской губернии в семье священника. В 1895 году, по окончании Санкт-Петербургской Духовной академии, желая реализовать свои проповеднические и миссионерские способности, отправился в Северную Америку и 27 августа того же года был рукоположен во священника архиепископом Алеутским и Аляскинским Николаем (Зиόровым) [1].

Первый российский новомученик

Молодой священник Иоанн Кочуров с матушкой Александрой (1895–96 г.)

Служение отца Иоанна проходило в Чикаго и его окрестностях, где он не только привёл в православие немало униатов и католиков, но и сумел построить Свято-Троицкий собор взамен прежнего деревянного, в чём ему деятельно помогал епископ (с 1905 года архиепископ) Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея России, возглавлявший Алеутскую и Северо-Американскую кафедру с 1898 по 1907 год.

Первый российский новомученик

Свято-Троицкий кафедральный собор в Чикаго. Освящён в 1903 году епископом Тихоном (Беллавиным). Современный вид

Первый российский новомученик

Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон и сщмч. Иоанн Кочуров. Икона. XXI в. (Успенский собор Тихвинского монастыря)

Вернувшись в 1907 году в Россию, отец Иоанн получил должность законоучителя Нарвских мужской и женской гимназий. С ноября 1916 года начинается его кратковременное служение в качестве приходского священника Екатерининского собора Царского Села (ныне город Пушкин).

Первый российский новомученик

Священник Иоанн Кочуров с близкими (ок. 1915 г.)

Первый российский новомученик

Екатерининский собор в Царском Селе. Открытка начала ХХ века. Взорван в 1939 году, восстановлен и освящён в 2010 году

Утром 12 ноября к городу подошли военные отряды сторонников большевиков. Чтобы предотвратить уличные бои и избежать жертв среди мирного населения, казачьи части генерала П. Н. Краснова ушли, не оказав сопротивления. Началась паника, народ устремился в храмы.

После молебна о прекращении междоусобной брани, под артиллерийским обстрелом, по улицам двинулся крестный ход, лишенный политического оттенка. Более того, успокаивая народ, священники говорили: «Идут к нам братья наши! Что́ они сделают нам!?» Но эти «новые братья» скоро опровергли наивные человеколюбивые представления старой «буржуазной морали».

По свидетельству корреспондента одной из петербургских газет, на следующий день «священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Иоанн Кочуров запротестовал и пытался разъяснить дело. В ответ он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Батюшку таскали за волосы, и кто-то предлагал «прикончить его как собаку» [2]. На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было». Двенадцатью годами ранее, при вручении ему наградного креста, отец Иоанн пророчески сказал, что не расстанется с ним до могилы.

Отпевание священномученика состоялось 4/17 ноября 1917 года в Екатерининском соборе, после чего он был погребён в усыпальнице под Константино-Еленинским (левым) приделом собора. Святейший патриарх Тихон, хорошо знавший отца Иоанна, своего прежнего сослужителя, писал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

Первый российский новомученик

Жити́йная икона священномученика Иоанна Царскосельского

Новомученик был причислен к лику святых в 1981 году Архиерейским Собором РПЦЗ, а в декабре 1994 года – канонизирован в ранге священномученика Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Поминается также как свщм. Иоанн Царскосельский; православные в США знают его как св. Иоанна Чикагского.

Первый российский новомученик

Мощи сщмч. Иоанна в Екатерининском соборе города Пушкина

Мощи отца Иоанна сохранялись под спудом взорванного Екатерининского собора и были открыты в 2006 году в результате археологических раскопок его уцелевшего фундамента. С 2013 года мощи Иоанна Царскосельского покоятся в специально устроенной раке вновь восстановленного Екатерининского собора, освящённого 27 июня 2010 года Святейшим патриархом Кириллом.

Так 13 ноября 1917 года в Царском Селе открылась новая страница истории русской церковной святости – святости новомучеников XX столетия. Люди (точнее – нелюди), поднявшие руку на священника (что не дерзали делать варвары, когда-то разрушившие Рим), принесли свою смердяковскую нравственность: «Коли Бога нет – всё дозволено». Но самое страшное разрушение – то, о котором говорил булгаковский профессор Преображенский: «разруха в мозгах». Откуда взялись люди с повреждённым сознанием и иррациональной ненавистью к мирным священнослужителям? Почему? Ясно, что не прилетели с Марса, как уэллсовские марсиане-кровопийцы, а были в своём большинстве христианами (пусть бывшими), в детстве ходившими к причастию и учившимися хотя бы в приходских школах.

На второй вопрос однозначного ответа нет и не будет: всё зависит от исторической методологии и личных пристрастий историков (хотя, согласно Леопольду Ранке, их быть не должно). Отношения между Церковью и государством не были идиллическими даже в период «золотого века» Российской империи [3], воспеваемого монархистами. Хотелось бы надеяться, что жестокий урок XX столетия (если мы признаём такой «исторический фактор» как Божественный Промысл) не пропал даром, и неизбежные противоречия между гражданским обществом, живущим в целом по законам языческого мира (особенно богачи и смехотворная «новая знать»), и Церковью, в идеале живущей по Евангелию, будут разрешаться в духе взаимоуважения и «народного единства», о чём мы вспоминали совсем недавно [4]. Об этом и напоминает нам печальная дата Православного календаря.

Примечания

[1] C 1872 года кафедральным городом епархии стал Сан-Франциско, и она простирала попечение православных на все Соединённые Штаты Северной Америки. С 1900 года епархия именовалась «Алеутской и Северо-Американской». Возглавлявший её с 1898 по 1907 год архиепископ Тихон (Беллавин) в 1905 году перенёс кафедру в Нью-Йорк.

[2] В семье отца Иоанна долго хранилось его пальто, продырявленное пулями и штыками в 17 местах, бывшее на нём в день гибели.

[3] См., например, здесь.

[4] См. здесь.

Лит.: Жития новомучеников Российских. Протоиерей Иоанн Кочуров и протопресвитер Александр Хотовицкий. СПб., 1995.