Притча о милосердном самарянине

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 24-ю по Пятидесятнице.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Лк.10:25-37

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Категории милости и суда являются основополагающими категориями Торы. Категория милости усваивается Авраамом, а категория суда — его сыном Исааком. О непростых отношениях между этими двумя категориями говорит нам эпизод из Писания, который в христианской традиции называется «жертвоприношением Авраама», а в иудейской традиции — «связыванием Исаака». 

Должна ли милость принести суд в жертву? Вот вопрос, который возникает в Книге Бытия. Когда мы ее читаем, то видим ответ – нет, милость не должна принести суд в жертву, суд должен остаться, суд должен быть актуален. Но этот суд находится в подчиненном отношении к милости, он находится в «связанном» положении по отношению к ней. Когда суд подчинен милости, вот тогда все встает на свои места. Но жизнь показывает, что суд, попытка принести справедливость через этот суд все время выходит на первое место. И жизнь народа Израилева все время это демонстрирует.

И вопрос, который задает законник Иисусу Христу в сегодняшнем отрывке, тоже, в общем-то, связан с этими категориями. Вопрос вполне себе законный, вполне уместный: «Что же мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Что мне делать, чтобы войти в Царство Небесное?» Вопрос, который задает, в общем-то, каждый из нас. 

Христос не отвечает на него прямо, а предлагает самому вопрошающему ответить, исходя из закона. И законник отвечает очень правильно, говорит очень верно, но заканчивает вопросом, который как раз и попадает в спор этих двух категорий: Как мне поступать, по закону? Где мне найти этого ближнего? 

Христос пришел в этот мир, чтобы восстановить верные соотношения, чтобы восстановить то, что, вообще говоря, заложено давным-давно, чтобы исполнить это новым смыслом. Смыслом, который все осветит в свете Христовой любви, Божественной любви, вошедшей в мир. Христос приходит, чтобы категория милости вошла в свою силу в той полной мере, которая изначально и предполагается. 

Да, никакой суд без милости не может осуществляться, но он не отменяется. Христос его не отменяет, чему свидетельствуют другие его притчи и рассказы: о Страшном суде, история богача и Лазаря на лоне Авраамовом. И притча, которую Он рассказывает законнику, задавшему вопрос, свидетельствует об этом новом прочтении, которое есть восстановление старого. Как говорится, новое — есть хорошо забытое старое. 

Милость должна превысить всякий суд, и, рассказывая эту притчу, Христос переворачивает понятие «ближнего». Законник спрашивает: «Кто мой ближний?»,  а Христос отвечает: «Тот, кому ты ближний». Вот, что открывает милость во всей ее силе. Христос говорит, что источником милости является сама любовь, а Любовь — это Имя Божье. 

Если ты следуешь за Богом и имеешь эту любовь, хотя бы в малой мере, ты сможешь оказать милость и тогда станешь ближним. Будь ближним другим и тогда мир изменится: «Иди, и поступай так же». 

Аминь. 

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Притча о милосердном самарянине. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/