Исцеление десяти прокаженных

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 27-ю по Пятидесятнице.

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Лк.17:12-19

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Евангелие – это единственная новость на свете, которая всегда предстает в новом сиянии, новость, которая всегда по-настоящему нова.

Сегодняшнее Евангельское чтение (которое вы прекрасно знаете, оно у всех на слуху) содержит событие, которое рассказывает только евангелист Лука. Это история о том, как Иисус по дороге в Иерусалим заходит в селение и навстречу ему выходят 10 прокаженных. В этой истории мы узнаем все детали, которые особенно дороги евангелисту Луке. Уже в эпизоде исцеления другого прокаженного Христос произносит эти слова: «Иди и покажись священникам». Другие слова – «Вера твоя спасла тебя» – всегда вызывают много вопросов, и мы никогда по-настоящему не можем понять, что Христос имеет в виду.

«Вера твоя спасла тебя!» – говорит Христос женщине, страдавшей кровотечениями. Вера состоит в уповании, в доверии, которое мы оказываем Богу и способны оказать, несмотря ни на что. Это последняя надежда, за которую мы стараемся ухватиться, та надежда, которая по-настоящему никогда не постыжает, не обманывает. И, наконец, то, что единственный из этого сообщества, кто ведет себя похвально, оказывается самарянин, нам очень напоминает историю о милосердном самарянине, который оказал помощь нуждающемуся в ней.

Сегодняшняя история с самарянином наводит на мысль о том, что Христос пересекает все границы. Это, может быть, самое шокирующее, что есть в Евангелии, потому что самаряне – это «неприкасаемые», это те, к кому относятся с презрением. И мы прекрасно понимаем, что это такое: даже в нашем социуме очень много людей, которые оказываются где-то на обочинах – отвергнутые, презираемые. Люди, которых никогда, ни в коем случае уважающий себя человек не поставит в пример другим. В этом смысле характер Христа и любовь Бога, которая открывается через эти истории, – всегда шокирует.

Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на другую странную фразу – «воздать славу Богу». «Воздать» означает вернуть, возвратить Богу Его Славу. Это выражение встречается еще в Евангелии от Иоанна и один раз в Деяниях апостолов. Все! Если это выражение в вашем сердце сегодня зазвучит той радостью, ликованием, которым оно наполнено в устах Христа (оно очень странное для нашего слуха, для нашего языка), то вы поймете, что оно очень сильное: способно по-настоящему растрогать и перевернуть наши сердца.

Приходит на ум то, что говорит святой Ириней Лионский (вы многие знаете эту фразу): «Слава Божия – это человек живой», в контексте Евангелия – это человек воскресший, оживший. И сегодня Слава Божия – это самарянин! Самарянин, который возносит Славу Божию. И, конечно, никто из иудеев этого слышать не может.

Вместе с тем сегодняшняя история – это путь, который Христос указывает каждому из нас. Наша жизнь – это восхождение в Иерусалим, потому что Христос направляется в Иерусалим, по дороге заходит в селение, встречает этих отверженных, особенно этого несчастного. На самом деле мы можем себя легко отождествить с кем-то из них – в идеале, конечно, с самарянином.

В чем же состоит эта Слава и три этапа пути, которые проделывает этот самарянин?

Во-первых, всегда помните о том, что мы можем Богу дать гораздо больше, чем можем себе это представить: нашу печаль, наши недуги (то, что Господь может исцелить), любой повод, для того чтобы Господь явил Славу в нашей жизни. Это уже очень многое, что мы по-настоящему можем принести Богу, для того чтобы Он прикоснулся и исцелил.

Исцеление состоит в том, что человек становится «живым»: он получает какой-то импульс, стремление к добру, к благу, он становится вместе с тем тоже материально здоровым, чистым, энергичным – это исцеление имеет и эти аспекты. Мы желаем себе и друг другу здоровья на всех уровнях и делаем все возможное, для того чтобы его сохранить и восстановить, как эти 10 прокаженных. И это первый этап, который принесет Богу Его Славу.

Второй этап – после того как состоялось исцеление – вернуться, возвратиться, не исчезать, как эти 9 других прокаженных, где-то в тумане, решив свою проблему. Недаром Христос с восхищением говорит о том, что этот десятый вернулся. И это не просто знак благодарности! Евангелист здесь нам дает урок о том, что «воздать Богу Славу» – бесконечно больше, чем просто сказать «спасибо» и чем-то поблагодарить. Это возвращение свидетельствует о том, что такая благодарность является чем-то гораздо более глубоким и более важным.

Важно помнить, что слово «благодарность» созвучно слову «Евхаристия». И это то, что для христиан является по-настоящему священным и бесконечно отодвигает горизонты, для того чтобы мы понимали, что благодарность и даже простое «спасибо» – это не какая-то тривиальная вещь, а дорога, которая в конце концов приводит нас к Богу.

И, наконец, третий этап – это когда очищенное тело прокаженного становится телом поющим: он произносит вслух благодарность, восхваляет Бога, и вся его жизнь, все его существование становятся гимном хвалы.

Чем молитва благодарения отличается от молитвы славословия (то, что сегодня совершает самарянин)? И в чем секрет этого исцеления? Потому что «Слава!» — это всегда больше, чем просто сказать «спасибо».

Недостаточно просто просить о том, в чем ты испытываешь нужду. Молитва славословия начинается в тот момент, когда мы обращаемся к Богу такому, каков Он есть, когда мы обращаемся к самому Источнику жизни, бессмертия, исцеления, спасения, не ожидая ничего в ответ, без всякой корысти. Просто уже одно это возвышает наш ум настолько, что освобождает и исцеляет его. Это то, чем становится высшая форма молитвы – молитвой славословия, бескорыстной хвалы Богу, которая позволяет по-настоящему избавиться от всего, что нас огорчает в этой жизни, от того, что нас делает больными, несчастными, отвергнутыми.

И чем ты крепче держишься за эту протянутую тебе руку, тем больше шансов спасения и исцеления. Фактически это единственный путь. Поэтому слова «Вера твоя спасет тебя» – это твоя устремленность к Богу, твоя способность возвышать свой ум надо всем, что искушает в этом мире, для того чтобы видеть Бога таким, каков Он есть. Для того, чтобы себя подготовить к тому блаженному ви՛денью, когда мы увидим Бога лицом к лицу.
Сегодняшняя история с прокаженным наполняет новым сиянием то таинство Евхаристии, которое мы совершаем, для того чтобы мы по-настоящему вкусили, что есть Слава Божия. Слава Божия — это человек живой, человек воскресший, человек, который способен вместить в себя спасительную силу Бога.

Аминь.

Исцеление десяти прокаженных. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/