Горе от порядочности

 
Моление свт. Иоанна Златоуста. Фреска нартекса кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне (между 1318 и 1320 гг.)
 
 
Моление свт. Иоанна Златоуста. Фреска нартекса кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне (между 1318 и 1320 гг.)

Календарный этюд Юрия Рубана

Сегодня (27 января / 9 февраля) православные воспоминают перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь (438 г.). А совсем недавно (21 января / 3 февраля) мы переживали драму жизни Максима Грека [1]. То, что даты их памяти так близки, конечно же, – случайность, но то, что оба испытали на себе справедливость слов «горе от ума» – закономерность. Меняются века, страны, политика и культура, но человек в главном остаётся прежним.

Иоанн, выходец из состоятельной христианской сирийской (антиохийской) семьи, в отличие от современников, философствующих Каппадокийцев – Василия Великого и Григория Богослова, вместе с которыми он входит в троицу «Вселенских (Экуменических) учителей и святителей» (общая память 30 января / 12 февраля), – прославился в первую очередь как моралист, посвятивший свою деятельность вопросам практической этики человеческого поведения.

Он родился ок. 347 года в Антиохии, бывшей тогда одним из культурных центров Восточной Римской империи, и, как все представители античной интеллигенции, получил разностороннее образование – изучил греческую и римскую литературу, поэтику, историю, географию, геометрию и другие науки. Особенно он преуспел в риторике под руководством знаменитого языческого ритора Либания, усвоив у него приёмы действенной проповеди и переведя её на христианские рельсы. По легенде, когда у Либания на смертном одре спросили, кого бы он оставил своим преемником, тот сказал: «Иоанна, если бы его не похитили христиане».

Горе от порядочности

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Болгарская икона XV века. Национальный исторический музей, София

В 367 году Иоанн познакомился со свт. Мелетием, еп. Антиохийским, принял от него крещение (в то время было принято креститься в зрелом возрасте) и вскоре стал церковным чтецом. В 370-е годы он совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, а в 380/381 году был рукоположен во диакона. В период диаконского служения Иоанн Златоуст ещё не проповедовал, но писал различные трактаты и комментарии на Священное Писание. Незадолго до Великого поста 386 года преемник Мелетия на Антиохийской кафедре еп. Флавиан рукоположил Иоанна во пресвитера. Он продолжил служить в главном храме Антиохии и постепенно приобрёл великую славу и всенародную любовь как проповедник. Уже тогда за редкий дар красноречия его нередко называли Златословным (Χρυσορρήμων) и Златоструйным (Χρυσορρόας).

Новый этап в жизни наступил в 398 году, когда антиохийский пресвитер неожиданно для себя был избран главой (архиепископом) столичной Константинопольской Церкви. Блестящий проповедник и плохой политик, полагавшийся лишь на силу христианского обличения и назидания, Иоанн тут же приступает к реформам. Устраивая странноприимные дома, он сокращает расходы на пышный быт столичного духовенства, подражающего богачам и помнить не желающего о благородной евангельской простоте. Всё это вызывает к нему ненависть клира, знати и царского двора.

Горе от порядочности

Свт. Иоанн Златоуст перед имп. Евдоксией. Худож. Ж. П. Лоран, 1893 г. (Музей Августинцев, Тулуза)

Роковую роль в его жизни сыграла императрица Евдόксия, муж которой, пассивный Аркадий (395–408), был «подкаблучник». Будучи прямолинейным и откровенным с императорской четой, Иоанн Златоуст, по словам современников, обличал вину правителей «с большим дерзновением». До поры до времени они это терпели. Однажды архиепископ публично заступился за одну вдову, последнее достояние которой – виноградник – Евдоксия забрала себе. Иоанн дал авгу́сте совет не поступать так, чтобы её назвали Иезаве́лью (аллюзия на рассказ о винограднике Навуфе́я, – 3 Цар. 21:1–16), и не призывать на свою голову проклятия, какие навлекла на себя эта язычница. Заступничество не помогло.

Второй конфликт с имп. Евдоксией произошёл в ноябре 403 года, когда близ собора Святой Софии перед зданием Сената была установлена серебряная статуя императрице. По этому поводу были устроены народные игры и языческие театральные представления.

«Снова Иродиа́да беснуется, …снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель умышляет восхитить виноградник Навуфе́ев и умышляет изгнать в горы святого Илию. И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин»! Эти слова из проповеди дерзновенного Иоанна не нужно было истолковывать. Адресат был ясен. Терпение византийской Иезавели закончилось [2].

Горе от порядочности

Свт. Иоанн Златоуст отправляется в изгнание. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь (ок. 979—989 г.) (Ватиканский Минологий, Vat. gr. 1613)

Немногим раньше, в том же 403 году, руками сервильного духовенства, в первую очередь ненавидевших Иоанна александрийцев [3], прибывших в столицу, наш моралист по клеветническим обвинениям был низложен на «соборе при Дубе» (403 г). Первое изгнание не удалось: землетрясение и тревожные знамения при дворце заставили ненадолго вернуть Иоанна в Константинополь. Однако уже вскоре его заключают под стражей в епископском дворце, а в 404 году ссылают в Кукус (ныне Гёксун в Турции), в провинцию Армения Вторая. Иоанн объявляется низложенным, а его имя удаляется из диптихов. Всё же больной старик, к которому едут почитатели со всей империи, а он без устали рассылает письма, остаётся для власти бельмом на глазу.

Горе от порядочности

Монастырь свт. Иоанна Златоуста в Команах (Абхазия). Предполагаемое место первого погребения

Поэтому в 407 году он три месяца тащится по пыльной дороге под окрики издевающейся стражи в Команы Понтийские, откуда конвой незамедлительно ведёт его на «край света» – в далёкую крепость Питиунт (Пицунду). Но, не пройдя и 30 стадий (5 км), они вынуждены вернуться: Иоанну Златоусту стало совсем плохо. Святитель потребовал новых светлых одежд, переоделся, причастился Святых Таин, произнёс молитву, завершив её фразой «Слава Богу за всё!», и «перешёл ко Христу». К этому времени у мартирия св. мученика Василиска собрались монахи и миряне из Сирии, Киликии, Понта и Армении. Здесь же, рядом с могилой мч. Василиска, 14 сентября 407 года страдалец обрёл упокоение [4].

Вскоре ситуация стала меняться. Литургическое поминовение Иоанна Златоуста впервые совершил 26 сентября 428 года архиепископ Константинопольский Несторий, также вышедший из среды антиохийского клира. В 438 году свт. Прокл Константинопольский (434–446) убедил имп. Феодосия II издать распоряжение о переносе останков Иоанна Златоуста из Коман в столицу. (Сильное давление на Константинополь оказывал и первенствующий Рим, где никогда не признавали незаконное низложение святителя. Сам Иоанн в предвидении своего изгнания обращался за помощью к папе Иннокентию I, но его легаты не были допущены в Константинополь.)

Горе от порядочности

Перенесение мощей Иоанна Златоуста в храм Святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь (ок. 979—989 г.) (Ватиканский Минологий, Vat. gr. 1613)

Имя Иоанна внесли в диптихи, а останки были доставлены морем в столицу 27 января 438 года. Всю гавань и вход в Боспор заполняли лодки, на которых люди с зажжёнными светильниками встречали процессию. Имп. Феодосий, склонившись над гробом Иоанна Златоуста, произнёс молитву о прощении своих родителей Аркадия и Евдоксии. Мощи захоронили в столичной церкви Святых Апостолов, служившей усыпальницей императоров и епископов Константинополя. Это событие стало фактически актом канонизации Иоанна Златоуста.

Горе от порядочности

Беседа Иисуса Христа со свт. Иоанном Златоустом. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F. 6. Л. 95 об.)

Ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного литературного наследия, как Иоанн Златоуст, которому принадлежит почти 900 сочинений. Большинство из них представляют собой стенографированные и отредактированные им устные проповеди (более 700). Уже с V века появляются переводы творений Святителя на латынь, затем на восточные и западные языки. Оставив после себя многочисленные проповеди, ставящие его вровень с величайшими ораторами древности, Иоанн явил собой норму и образец христианского красноречия, и уже с VI века к нему стал прилагаться эпитет Χρυσόστομος, Хризόстомос, Хризостом (слав. «Златоустый»).

Примечания

[1] См. о нём здесь.

[2] Такое отношение «христианнейших» императриц к церковным иерархам нас не удивляет. См. здесь.

[3] Александрийцы считали Константинопольских патриархов «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике. Действительно, до перенесения столицы на Босфор Александрия Египетская была второй по чести кафедрой – после Рима – во всём христианском мире, то есть первой на христианском Востоке. А Константинополь оттеснил её на третье место (второе на Востоке). Особо ненавидели Иоанна архиепископы Александрийские Феофил и его племянник Кирилл, препятствовавшие посмертному оправданию Святителя. Первый называл Иоанна «сатаной, притворившимся ангелом света», второй, тоже участник «разбойничьего» собора, негодующе писал: «Если Иоанн – епископ, то почему тогда Иуда – не апостол?!»

[4] На место кончины и первого погребения Иоанна Златоуста также претендует село Команы Абхазские Сухумского района. На территории мужского Иоанно-Златоустовского монастыря есть комната с каменной гробницей, которую местное предание, не подтверждаемое историческими источниками, называет гробницей святителя Иоанна Златоуста.

Лит.: Православная энциклопедиябольшая обобщающая статья с подробной научной библиографией.