Протоиерей Александр Сорокин: «Еженедельное причащение является изначальной нормой Церкви»

 
 
 

В Москве, в храме Христа Спасителя, 29 и 30 января проходил Пленум Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Главным событием было обсуждение документа «Об участии верных в Евхарис­тии». Документ был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 года. В работе Пленума приняли участие клирики Санкт-Петербургской епархии.

Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых:

Документ, с одной стороны, формулирует много нового, а с другой, фиксирует практику, которая уже существует в ряде приходов. Важно, что при обсуждении были высказаны, причем с высокой трибуны, вещи очень ценные, которые нигде прежде столь внятно и искренне не проговаривались. Это, в первую очередь, мысль о том, что еженедельное причащение является изначальной нормой Церкви. И если раньше об этом говорилось как о норме утраченной, то сейчас мы видим ее явное возрождение. Из этого же вытекает необязательность исповеди перед каждым Причастием, что, впрочем, допускается с благословения духовника. Тем самым, конечно, исповедь не отменяется, но, на­оборот, снимается опасность ее профанации в том случае, если человек, стараясь жить полноценной церковной жизнью, причащается каждую неделю.

Частое причащение также подразумевает поправку в вопросе о дополнительных днях поста перед Причастием. Дополнительный пост имеет смысл, если человек причащается очень редко (например, несколько раз в год). Но для того, кто причащается каждую неделю и соблюдает все предписанные Церковью календарные посты (а в году их в сумме, как известно, больше, чем непостных дней), дополнительные посты излишни. К тому же пост в субботу недопустим согласно канонам.

Замечательно, что сказано и об уместности причащаться без поста во все дни Светлой седмицы и в период между Рождеством Христовым и Богоявлением — в укор распространившейся практике вовсе не причащать в эти святые дни. Ведь ежедневный евхаристический пир на Светлой седмице — это также изначальная церковная норма, и об этом тоже ясно сказано в документе.

Также ценно внятное высказывание о возможности вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Еще недавно некоторые пастыри и архипастыри боялись даже об этом подумать.

Журнал «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»