Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева

 
 
 

Притча о брачном пире

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

ибо много званых, а мало избранных.

Мф. 22:1-14

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали два чтения из Евангелия. Первое посвящено знакомому нам сюжету: сюжету притчи о Царствии Небесном — чему оно подобно. Можно сказать, что эта притча о Силе Божьей и о бессилии человека. Бессилии в том смысле, что человек не может наполнить себя сам пониманием, благородством, честью. Создать все это своим усилием, удержать все это в этом мире совершенно невозможно, потому что мир растаскивает тебя и уносит все время в другие стороны.

Это рассказ о том, что ничего не гарантирует человеку спасения. Даже принадлежность к избранному народу, к тем званым, которые давно были приглашены на этот пир, на которых господин рассчитывал, которые получили все, для того чтобы на этот пир придти: статус, одежды, звание — и, увлекшись своими заботами, не пришли на него. То есть ушли в сторону, оставшись в своем бессилии, оставшись один на один с ним. Не гарантирует и то, что пониженный социальный статус или другие лишения в жизни откроют Бога лучше. Потому что среди тех, кто пришел на этот пир, оказался человек не в брачной одежде — один из тех бродяг, которых собрали слуги господина на этот пир. Но и он не смог принять это приглашение, и его бессилие в этом вышвырнуло его вон.

Интересно, что в притче за скобками оказывается тот, ради которого этот пир собирается — сын господина. Ведь это на его брачный пир собирался народ, званые и незваные, вообще все. Приглашены были все — но не все оказались на этом пиру, и слова «много званых» можно прочитать по-другому: «все званые». Все званые, но мало избранных — из-за этого самого бессилия.

И вот, этот сын, который как бы за скобками, рассказывает эту притчу. Это Сын, который покидает брачный пир, оставляет радость торжества, радость пребывания в доме отчем, радость сидения одесную Отца. Покидает, чтобы войти в мир и спасти самых бессильных, которые отказались от Его пира. Тех званых, которые ушли в сторону — и даже этого несчастного человека, который оказался во тьме внешней. Он — Отчий Сын, выходит из Отчего дома, чтобы выйти во внешнюю тьму, принять эту тьму как Свой крест. Войти в мир, чтобы не просто рассказать притчи, которые без Его Креста остались бы лишь удивительными рассказами, важной моралью. Но Сын взрывает все это бессилие и весь этот мир Своим приходом в него.

Взрывает, ломает то, что уже так привычно, ломает, чтобы умереть на Кресте и быть вознесенным. Ради того, чтобы каждый взирающий на Него избавился от власти этого вечного змия — получившего власть после грехопадения жалить человека в пяту, жалить, чтобы увлекать вот в эти самые другие стороны, наполняя его бессилие своею силой — противоположной силе Божьей.

Господь лишает власти этого змия, потому что тот, кто взирает на Господа, на его Крест, на Него самого, висящего не Кресте, — обретает совершенно иные возможности. Бессилие такого человека облекается силой Божьей. И об этом — сегодняшний день, сегодняшнее евангельское чтение.

Сегодняшний день соединяет эти вещи вместе, потому что, кроме воскресного чтения о брачном пире, о званых и избранных, в неделю перед Крестовоздвиженьем мы читаем строки и о Кресте Господнем. О Его смысле, о Его силе, которая входит в этот мир, чтобы спасти каждого из нас. Каждого, кто готов хотя бы краем глаза взглянуть на Крест и принять на себя сияние «бессильного» Бога, умирающего на Кресте и отдающего силу каждому из нас.

Аминь.

26.09.2021. Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Притча о брачном пире. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева