Плохо ли быть «убогим»?

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана.

Среди эпитетов, выражающих высокомерное презрение, смешанное с жалостью, слово «убогий» («убожество») едва ли не самое распространённое. Кажется, его смысл не менялся от Адама и Евы, и спрашивать просто не о чем. Но оказывается, всё не так просто, как показывает жизнь одного римского святого, давно ставшего для нас «своим» и даже героем русских духовных стихов.

Действительно, сегодня, 17/30 марта, Православный календарь обращает наше внимание к святому, чьё имя, думаю, знает каждый человек христианской традиции, даже не читавший его житие. Конечно же, это Алексий Человек Божий (написание имени немного варьируется). В принципе, почётное именование «человек Божий» принадлежит каждому святому, но лишь один из них носит этот титул в своём личном имени. Наш герой – загадочная личность, реальное существование которого подтверждается лишь житийными источниками, – стал, тем не менее, персонажем возникшей в V веке в Сирии популярной истории о «человеке Божием из Рима», вошедшей в житийную традицию едва ли не всех стран христианского мира. Вряд ли это можно назвать случайностью.

Согласно легенде, этот знатный римский юноша, единственный и любимый сын богатой и благочестивой христианской четы, предвкушающей спокойную старость в окружении внуков, вдруг совершает безумный и неоправданный поступок: без видимой причины в ночь своей свадьбы возвращает невесте кольцо и тайно бежит от мирского счастья. Он пересекает Средиземное море и добирается до знаменитого сирийского города Эдессы. Здесь Алексий долго ведёт жизнь нищего странника, а затем, изменившись до полной неузнаваемости, возвращается на родину и живёт при отеческом доме как подкармливаемый из милости бродяга, в лохмотьях и язвах. Особенно прочувствованно легенда рисует, как над грязным попрошайкой глумятся слуги, между тем как родители и нетронутая молодая жена томятся по нему, воображая, будто он далеко. Ночами до каморки Алексия долетают рыдания несчастной супруги… Только после его смерти (ок. 411 г.) благодаря чуду обнаруживается, ке́м он был, словно бы для того, чтобы сердечная растрава его близких могла достигнуть окончательной полноты.

Плохо ли быть «убогим»?

Главный неф базилики святого Алексия в Риме

Над могилой Алексия Человека Божия, обнаруженной в 1216 году на Авентинском холме в Риме, была построена базилика, посвящённая ему и святому Бонифацию (Вонифатию). Мощи Алексия находятся под её главным престолом.

Без сомнения, легенда об Алексии, жестокость которой так часто представляется современному сознанию бессмысленной и бесчеловечной, отвечала глубоким душевным потребностям всего средневекового тысячелетия, иначе она не получила бы такого широкого распространения. Смысл сказания в том, «красивая» жизнь богачей, пусть и «праведных», – на самом деле смешна и тленна и ничего не стоит перед ставшей бессмертной судьбой нищего и бездомного скитальца, но именно потому – «человека Божия»!{1}

Плохо ли быть «убогим»?

Нищие певцы (богомольцы)

В древнерусской письменности сказания об «Алексии Божьем человеке» послужили сюжетом одного из популярнейших «духовных стихов». Но и в Новое время, когда ценностные ориентиры в христианском мире сместились, эта история очень много значила для воображения людей самых разных сословий – вплоть до описанных Александром Радищевым благодарных слушателей нищего странника, поющего им старую песнь русских слепцов:

«Как было во городе во Риме,
там жил да был Евфимиан князь…».

«Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! – восклицает писатель, в лице которого культура эпохи сентиментализма открывает для себя древнюю «слёзность». – Коли́ко сердце оно обновляет, и όного чувствительность!»{2}

«Обновляет» ли такая «скорбь» сердце современного человека? Чему он у неё учится? Вопрос риторический. Можно лишь утверждать: жизнь римского Человека Божия всегда будет для христиан «зна́мением пререкаемым»…

Плохо ли быть «убогим»?

Икона святых Алексия Человека Божия и Иоанна Кущника, подаренная православным обществом трезвости Братца Иоанна Чурикова Феодоровскому собору (на иконе — святые покровители Братца и его отца)

Примечания

{1} Отсюда – определение «убогий», то есть уже в этом мире пребывающий «у Бога»! Чтό может быть лучше?! Примечательно, что ругательством в устах высокомерного и благополучного представителя «мира сего» это слово стало в нашем языке отнюдь не при большевиках. Это – ещё один хороший показатель уровня благополучия нашего прежнего внешне христианского общества, которое ныне часто идеализируют (см., например, здесь).

{2} Радищев А. М. Полное собрание сочинений. М. –Л., 1938. С. 374.

Перевод: Житие и деяния человека Божия Алексия // Византийские легенды / Изд. подг. С. В. Полякова. Л., 1994. С. 156–161.

Лит.: Пайкова А. В. К вопросу о происхождении «Жития Алексия, Человека Божьего» // Палестинский сборник. Л., 1986. № 28 (91). С. 158–170; Православная энциклопедия. Том II. М., 2001. С. 8–12 (статья с подробной библиографией).