Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

 
 
 

Ольга Немченко – о театре, храме и своем сложном характере.

Мы продолжаем знакомить вас с прихожанами Феодоровского собора. Сегодня о себе расскажет Ольга Немченко – педагог, актриса Театра марионеток имени Е.С. Деммени. В нашем храме она организует ежегодный весенний праздник «Зелёная горка» и детские рождественские спектакли.

Наш путь — лабиринт

Я согласилась на этот разговор, чтобы свидетельствовать: бывают разные пути к Богу. Не все из них прямые. И мы не можем всерьёз говорить о «пути к вере» как о чем-то законченном. Это всегда процесс. 

Этот процесс напоминает мне лабиринт в нижнем храме Феодоровского собора. Идёшь по нему — видишь цель, куда тебе надо. Кажется, что уже отлично продвигаешься к центру. Но вдруг — раз! — быстро-быстро уходишь по дорожке на самую обочину.  И снова оказываешься в начале пути. И опять идёшь. 

Всё было поверхностно, будто проходило мимо

Крестилась я в 1990-е в храме Академии художеств. А оглашение проходила в Духовной академии у игумена Александра (Фёдорова). Для меня это был только самый первый этап, прикосновение к Церкви. И серьезных внутренних изменений в тот период не произошло.

Смутно помню то время. Годы поиска себя, много разных людей, событий, приключений. Но есть ощущение, что сейчас это всё уже не так важно. Было — и было.

Помню, что пыталась как-то воцерковиться, ходила в Спасо-Преображенский собор. Читала литературу — приобретала такие церковно-брошюрные знания. Но ничего по-настоящему не цепляло. Евангелие воспринимала как документ, историю, а не Живое Слово. Видимо, время моё ещё тогда не пришло. Всё было поверхностно, будто проходило мимо меня.

Много работы и ощущение пустоты

Второй заход к воцерковлению произошёл уже через Евангелие.

К тому времени я получила второе высшее образование — филолого-педагогическое (первое у меня – театральное, факультет театра кукол). И очень много работала: у меня было четыре работы параллельно. Театр Деммени, где тружусь по сей день, помощь своему мастеру со студентами в Театральной академии, детский сад с театром кукол и театральная студия с младшими школьниками.

Шли 2000-е. Много-много дел, и вечная драма внутри. Я не обесцениваю те годы, было много хорошего. Но я постоянно ощущала, что что-то не так…

Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

Оглашение 2010-2011. Выпускное фото

Живое Слово и немного мистики

Всё поменялось летом 2009 года. Мой однокурсник (мы, правда, учились вместе только один год) Андрей Свяцкий пригласил меня прийти в Феодоровский собор. Он тогда вёл здесь детский театральный кружок, воцерковлялся и очень хотел поделиться своей новой жизнью. Так я оказалась в группе на евангельских чтениях.

В первый раз было даже немного мистики. Читали отрывок, где Иисус выгнал бесов из человека. Бесы по воле Господа вселились в свиней, свиньи бросились с обрыва в море. А накануне мне приснился сон, что я иду по лестнице и стряхиваю с себя маленьких, карабкающихся по мне свиней. Конечно, это сильно затронуло мою тогда ещё мистически ориентированную душу. Я будто встрепенулась и стала регулярно посещать евангельские группы.    

Это было очень интересно. Группы собирались в большом зале за несколькими столами. Чтение Евангелия в диалоге по кругу открыло мне, что Слово — живое. Христос через Евангелие разговаривает с каждым – стоит только уделить Ему внимание и время.

Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

В храме Новомучеников и исповедников Российских

Первая настоящая исповедь и «Аватар»

Но был нюанс. Я посещала встречи, но не ходила на службы и не причащалась.

Через полгода жажда новой жизни пересилила. Я пришла в храм Новомучеников и исповедников Российских на исповедь к отцу Димитрию Сизоненко.

Помню тот день хорошо. Шестое января 2010 года, канун Рождества. Утром исповедь и первое за много лет причастие, днём — фильм «Аватар», вечером – Рождественская служба. Она проходила в неотреставрированном ещё храме и напоминала службу первых христиан в катакомбах…

Потом было оглашение — уже в Феодоровском соборе. Так постепенно состоялось моё воцерковление.

Случайностей не бывает

Во всём, что случилось затем в моей жизни, вижу волю Господа. Например, на службе, на которой служил отец Григорий Григорьев, я случайно дала зарок от пития. На всю жизнь. Не собиралась этого тогда делать, так как не считала, что у меня есть проблемы с алкоголем. А когда услышала слова «на всю жизнь», не сразу осознала, что происходит. Но было поздно. 

С тех пор ни разу к алкоголю не притронулась. Не хочется, и всё. Заодно и курить бросила. Хорошо получилось. Господь меня со всех сторон подстраховал.

Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

«Феопоход» на Вуоксу

Интерактивный спектакль в подвалах

По Его же воле появился и мой самый любимый проект в Феодоровском соборе.

Однажды мы сидели в вагончике настоятеля — отца Александра Сорокина. Во время реставрации собора во дворе стояли временные строительные вагончики, там мы собирались. Я не буду перечислять всех, кто там был, вдруг кого-то забуду, а это неправильно. 

Это было в преддверии юбилея Александро-Невского братства. И у нас родилась идея сделать спектакль о священномучениках братства, об отце Льве Егорове, о тайном монашестве. Всё очень связано: наш собор, лавра, Конная улица, где существовала тайная монашеская община. Люди, которые в миру считались простыми советскими служащими, на самом деле были монахами! Об этом мало знают и говорят, но это же очень интересно.

Мы сделали интерактивный спектакль о жизни Александро-Невского братства, какой она нам представилась из нашего 21 века.

Собор тогда реставрировался, подвалы стояли пустыми. В них мы обустроили несколько тематических комнат, последняя из которых была посвящена теме расстрела. После неё зрители сразу попадали в зал, где проходила выставка картин Лилии Ратнер. Получился спектакль-экскурсия одного дня.  

Эту работу видел архимандрит Зинон (Теодор), он тогда как раз занимался реставрацией нижнего храма. И у меня создалось впечатление, что ему понравилось! Но, может, конечно, мне это привиделось.

Большое везение, что я застала то время, когда отец Зинон принимал участие в службах и бывал на совместных трапезах. На меня он произвел неизгладимое впечатление — казался очень строгим, бескомпромиссным в вопросах красоты. Очень впечатлила его лекция о золотом сечении.

Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

Момент из спектакля из жизни Александр-Невского братства

Красные зелёные горки

Однажды ко мне подошла Людмила Анатольевна Голубкова — педагог одной из групп воскресной школы, и предложила взять на себя организацию «Красной горки». То есть детского праздника, который проходит в следующее воскресенье после Пасхи, — с катанием яиц и всякими пасхальными затеями.

Я думаю, что это тоже неслучайное испытание. «Красная горка» получилась очень масштабным проектом, в котором задействовано много народа. И когда ты осознаешь, какую работу надо провести, хочется всё бросить и ничего не начинать. Помню своё недоверие к людям, мои претензии к ним, когда что-то делалось не так, и общую степень своей нервозности и раздражительности. Господь явно показал мне направление для духовной работы.

Первые наши «горки» проходили в Удельном парке ровно через неделю после Пасхи. Потом перебазировались в Шуваловский. В какой-то момент стало понятно, что многое зависит от погоды. Появилась идея слегка отодвинуть праздник от календарной Пасхи. Тогда «Красная горка» превратилась в «зелёную». Позже праздник переместился во двор собора и его окрестности. В прошлом году мы провели «горку» в Митрополичьем саду.

За эти годы я научилась не бояться брать на себя ответственность за мероприятие. А когда я была в декрете и выпала из всех событий, оказалось, что друзья-энтузиасты чудесно справляются и без меня.  Это тоже стало прекрасным уроком и отрезвляющим моментом. Вернувшись к этой деятельности, я стараюсь быть более терпимой и благодарной.

Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

«Зеленая горка» — 2022

Начинаем с мастер-классов

С рождественскими праздниками попроще. Мы в декабре проводим мастер-классы, на них записываем детей, которые у нас будут потом участвовать. Нужно на всех посмотреть, прикинуть, что можно сделать вместе, распределить роли.

Но всегда что-то может измениться в самый последний момент. Нужно быть к этому готовым. Лёгкая паника – это нормально. А с другой стороны, Господь видит, что я взяла на себя это дело, и даёт мне возможность сделать его хорошо.

Повторюсь, это общее дело. В организации праздников принимает участие много людей. И всем огромное за это спасибо.

Как надо, не знаю. Но знаю, как не хочется

Спектакль «Чехов. Сцены из жизни» в Просветительском центре Феодоровского собора

Театр на евангельских основаниях

Меня очень греет идея, которая пока кажется нереализуемой: семейный народный театр при Феодоровском соборе, где будут участвовать люди всех возрастов. И чтобы там были цеха: кто-то отвечает за художественную часть, кто-то за звук, костюмы, свет. Учимся в процессе, ищем…

Мне кажется, общее дело — единственное, что может сблизить поколения. Служение детей родителям и родителей детям. И всем вместе – зрителям. Это могло бы стать дополнительной процедурой врачевания души. Ведь храм — это и есть «врачебница», а театр при всем своем коварстве тоже место катарсиса, очищения.

Было бы здорово, если бы театр при церкви стоял на евангельских основаниях. Как это – я пока не знаю. Но знаю, как не хочется. А как хочется – должно родиться в процессе. Ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Блиц-опрос:

 — Любимая книга?

 — Скорее не книга, а язык. Люблю Платонова.

 — Музыка?

 — Не воспринимаю музыку как отдельный вид искусства. Только в связке с театральным действом.

 — Любимый святой?

 — Отец Лев Егоров.

 — Любимая молитва?

 — Отец Александр Сорокин однажды сказал: «Имя Иисуса — уже молитва». Активно этим пользуюсь.

 — Что для вас значит Феодоровский собор?

 — В нашем соборе все очень интересно устроено. Как ни зайдёшь в Дом причта, что-то новое происходит. Постоянное движение, поиск. Мы его иногда называем «дом культуры». Но слово «дом» – главное. Я обрела дом именно здесь. Открыв, что Иисус Христос – Путь, Истина и Жизнь, я поняла, что попала домой. И это реальное изменение. Не меня как человека, а самой моей реальности.

Конечно, характер никуда не делся. Склонность превращать любую мелочь в огромную трагедию тоже никуда не ушла, как и вспыльчивость. Да и всё остальное, нажитое, при мне. Но теперь я со всем этим не одна. Мои тяготы переложены на плечи Того, Кто эту свободу мне даровал. Я это именно так ощущаю.

Текст: Ольга Лебединская

Фото: из архива Ольги Немченко и прихода Феодоровского собора

Живые картины из истории Александро-Невского братства

Живые картины из жизни Александро-Невского братства 1926 -1932

«Зеленая горка» 2016 г.

2016_Зеленая горка_Феособор

Видеорепортаж о празднике «Зеленая горка» — 2022

Детский праздник "Зеленая горка"