АМВО́Н (ἄμβων, амвон, также называемый πύργος) – платформа, часто возвышающаяся в церкви на четырех, шести или восьми колоннах.
Впервые упоминает о ней Амвросий Медиоланский во 2-й половине IV в. (а также Лаодикийский собор 371 г.), но дошедшие до нас экземпляры датируются V–VI вв. (DELVOYE С. // RBK 1:127).
Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви. (15 правило Лаодикийского собора)
Образец в Успенской церкви в Каламбаке (Греция) показывает, что, по крайней мере в некоторых местах, раннехристианские амвоны продолжают находиться в употреблении до ΧΙΙ в. (SOTERIU G. Α. // EEBS. 1929. Σ. 292, 302–304).
Амвон находится в наосе между алтарным ограждением и западной стеной; классические амвоны бывают четырех разновидностей:
- первая и древнейшая форма имеет только одну лестницу;
- вторая, веерообразная модель, обладает двумя изогнутыми лестницами;
- третья, наиболее распространенная разновидность, представляет собой площадку с восходящей лестницей с запада и нисходящей на восток;
- отличается от них четвертый тип, сирийский, который совмещает функции амвона и сопрестолия (TAFT R. F. // OCP. 1968. № 34. P. 326–359).
Амвон СВЯТОЙ СОФИИ Константинопольской, описанный Павлом Силенциарием, был сделан из разноцветного мрамора множества оттенков и украшен серебряными пластинами. Некоторые образцы ΧΙΙΙ в. изготавливались из дерева для легкости перемещения по храму (KAZHDAN A. // ODB 425).
Литургически амвон (вместе с ВИМОЙ) был одной из двух центральных точек церкви, которые соединялиcь процессиями, следовавшими по солее. Это происходило в те времена, когда БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ начиналась с воспевания ТРИСВЯТОГО и завершалась заключительным благословением, или Заамвонной молитвой (JACOB A. // Byzantion. 1981. № 51. P. 306–315).
В Святой Софии хор находился на нижнем уровне амвона, чтецы взбирались на верхний уровень для пророческих и апостольских чтений, и певцы исполняли оттуда же ПСАЛМОДИЮ и тропари (MATEOS J. Typicon 2:281; GERMANOS 74).
На амвоне или его ступенях диаконы возглашали литании, другие диаконские партии (ДЬЯКОНСТВА) и обменивались лобзанием мира.
Праздничная утреня (MATEOS J. Typicon 2:309) и особые церемонии, такие как коронация императора и чин Воздвижения Креста Господня 14 сентября (см. иллюстрацию в Минологии Василия II. C. 35) отправлялись на амвоне, который также служил трибуной для провозглашения соборов и анафем (ФЕОДОР ЧТЕЦ / Hansen ed. 113.17–20, 142.26, 144.12–13, 149.2528) и даже для объявлений светского характера (Пасхальная хроника 715.16–716.8).
Златоуст в виде исключения проповедовал с амвона, чтобы его было лучше слышно (СОЗОМЕН ЦИ 357.14–15).
Отлично управляя константинопольскими церквами, Иоанн привлекал многих и из язычников, и из еретиков. К нему ежедневно стекалось множество людей, частию для того, чтобы послушать его с назиданием, а частию, чтобы испытать его. Он обращался ко всем и, касательно божества, убеждал каждого исповедовать одно и то же с собою. Народ так жаждал его речей и до того не мог насытиться его беседою, что когда, вошедши в средину толпы, он садился на амвоне чтеца и начинал учить, слушатели толкали и теснили друг друга, желая пройти вперед и стать к нему ближе, чтобы яснее слышать его беседу. (Sozomen, Hist.Eccl., VIII, 5)
Из-за того, что Евангелие читалось с амвона, литургические комментарии толковали амвон в виде символа камня, отваленного от гроба Господня, с которого ангел возвестил Воскресение женам-мироносицам в Мф. 28:2–7 (GERMANOS 62). ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ Описание амвона Святой Софии // Prokop: Werke. B. 5 / VEH Ο. (ed.) München, 1977. S. 358–375. SODINI-KOLOKOTSAS II 94–120. SODINI J.-P. L’ambon de la Rotonde Saint-Geor ges // BCH. 1976. № 100. P. 493–510. KOURKOUTIDOUNIKOLAÏDOU E. Hoi dyo ambones tes basilikes tou mouseiou stous Philippous // Aphieroma ste mneme Stylianou Pelekanide. Thessalonike, 1983. P. 193–212. KAZHDAN A.
A Note on the ‘Middle-Byzantine’ Ambo // Byzantion. 1987. № 57. P. 422–426.