23 марта в нижнем храме Феодоровского собора состоялась научно-практическая конференция «Феодоровский собор — храм-памятник династии Романовых». Она собрала работников архивов Санкт-Петербурга, клириков Санкт-Петербургской епархии, прихожан и друзей прихода Феодоровского собора.
Ведущим конференции выступил известный петербургский церковный историк Михаил Витальевич Шкаровский. Программа предполагала выступление девяти докладчиков (в действительности докладов было восемь — д.и.н.С.Л.Фирсов отсутствовал по болезни) и состояла из двух частей. Доклады первой части касались в основном обстоятельств, связанных с открытием собора. Вторая часть была посвящена сюжетам общинной жизни прихода.
Конференция началась с торжественного молебна, который возглавил благочинный Центрального округа, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин.
После молебна с приветственным словом выступил настоятель собора, протоиерей Александр Сорокин. Он указал на удивительное совпадение — в 2013 году мы празднуем и 100-летие с момента первого освящения собора, и 400-летие той династии, в честь которой был построен собор. Настоятель храма упомянул, что утверждена целая программа, посвященная этому юбилею. Разнообразные концерты, лекции, презентации книг, творческие вечера — все это является составной частью этой программы. Значение конференции «Романовский юбилей в Феодоровском соборе» состоит в том, что именно с неё эта программа начинается.
Первым выступил главный специалист РГИА Крылов Никита Сергеевич. В своем докладе он рассказал о различных обстоятельствах, связанных с предысторией строительства собора. Никита Сергеевич очень ярко описал активную роль в создании Феодоровского собора «непотопляемого игумена» Нижегородского Феодоровского Городецкого монастыря — Феодосия. Идея возведения собора (тогда — подворья Феодоровского Городецкого монастыря) оказалась элементом сложных переговоров Министерства путей сообщения, руководства Николаевской железной дороги, петербургского священноначалия, Священного Синода, нижегородских архиереев и даже самой августейшей особы. В своем стремлении построить в Санкт-Петербурге подворье монахам нижегородского монастыря удалось победить многих «конкурентов». К ним можно отнести руководство Николаевской железной дороги (нижегородцы заполучили землю в этом районе города) и политическое движение Союз Русского Народа (нижегородцы воплотили выдвинутую партией идею создания собора в честь 300-летия Дома Романовых).
В качестве комментария к докладу Никиты Сергеевича протоиерей Владимир Сорокин поделился своим недоумением относительно характера деятельности нижегородских монахов. Ведь в своем стремлении к созданию в Санкт-Петербурге своего храма они часто нарушали нормы православных канонов, прямые и категоричные указания священноначалия. Наконец, природа этой настойчивости была далеко не всегда сугубо духовной: нижегородская обитель нуждалась в источнике средств для своих образовательных и социальных инициатив.
Вторым докладчиком была Елена Валентиновна Исакова, специалист КГИОП, кандидат исторических наук. Доклад Елены Валентиновны был посвящен жизни и творчеству архитектора Степана Самойловича Кричинского. Докладчик рассказала о той архитектурной традиции, к которой относил себя архитектор, — неорусский стиль. Феодоровский собор оказался первым творением архитектора Кричинского, созданным в традициях именно этого стиля. Следуя в русле этой архитектурной философии, Кричинский творчески копирует элементы ростовской и костромской средневековой архитектуры. Эти же принципы он реализует и при создании Феодоровского городка в Царском Селе (изначальное название: «Романовское подворье»).
Степан Кричинский считал, что архитектура влияет на само сознание человека, его быт и культуру. В поисках национального самосознания необходимо строить здания в национальном стиле. Для этого надо начать с византийских времен и пройти весь путь исторического развития архитектуры, избежав западного влияния. Но, чтобы дойти до уровня современной, развитой архитектуры в национальном стиле, надо начать именно с простого — с копирования образцов прежних эпох.
Докладчик историк Борис Иванович Антонов рассказал о своей работе над сочинением, посвященным событиям предвоенного 1914 года. Историк сумел за небольшое отведенное время дать характеристику всей эпохе. Борис Антонов поделился теми находками, которые ему удалось сделать в ходе работы над книгой.
Первую секцию завершил доклад Колышницыной Натальи Валерьевны, ведущего научного сотрудника ЦГИА Санкт-Петербурга. Докладчик рассказала о первых годах существования собора. Наталья Валерьевне удалось красочно описать некоторые бытовые стороны существования собора до его закрытия. Так, ею было зачитано обращение настоятеля храма архимандрита Алексия на имя губернатора города, в котором тот жалуется на беспардонное поведение извозчиков и водителей военно-автомобильного полка, которые использовали площадь перед соборам как место для стоянки. Грубая брань, клубы табачного дыма, труднодоступность собора по причине обилия повозок и машин — все это делает жизнь клира храма невозможной, жалуется настоятель храма. Городское руководство не нашло иного выхода, кроме как окружить собор колючей проволокой и разместить возле церковного здания пост полиции.
Вторая секция конференции была посвящена различным сюжетам общинной жизни прихода. Черепнина Надежда Юрьевна, заведующая научным отделом Центрального гос. архива Санкт-Петербурга, рассказала о жизни прихода Феодоровского собора в послереволюционное время (1918-1932 гг).
Если доклад Надежды Юрьевны был посвящен в основном судьбе здания собора и прилегающих территорий при советской власти, то выступление следующего докладчика — протоиерея Вячеслава Харинова — касалось судеб людей, связанных с приходом. Отец Вячеслав рассказал о новомученице Екатерине Андреевне Арской и её семействе. Екатерина Арская являлась членом приходского совета Собора, участвовала в жизни Александро-Невского братства, была духовно близка с настоятелем собора, архимандритом Львом (Егоровым). Материалы о мученице уже в советское время начал собирать её внучатый племянник Дмитрий. Эти документы были переданы в приходской музей храма «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице и оказались важнейшей частью экспозиции музея.
Тему судеб прихожан Феодоровского собора во время гонений продолжил главный архивист ЦГИ Михаил Витальевич Шкаровский. Докладчик рассказал о мученических судьбах клира монастыря, наиболее активных прихожан и членов Александро-Невского братства.
Протоиерей Владимир Сорокин в своем выступлении рассказал о первых событиях жизни прихода возрожденной общины Феодоровского собора в 1998-1999 гг. Отец Владимир поделился своими мыслями о прошлом и настоящем собора. По его мнению, тот факт, что собор сохранился, является самым настоящим чудом, ведь весь ход истории нашего общества XX века вел к тому, чтобы он был полностью уничтожен. Протоиерей Владимир Сорокин рассказал о том, что в годы своего обучения в Духовной Академии он общался с инспектором Львом Парийским, служившим некоторое время псаломщиком в Феодоровском соборе до его закрытия. Отец Владимир поведал о своих спорах с первым мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком по поводу возвращения полуразрушенного здания собора именно Русской Православной Церкви (о своем желании обосноваться в Феодоровском соборе заявляли и многие «альтернативные» православные церкви). Чтобы не допустить этого, отцу Владимиру пришлось брать на себя функции настоятеля нарождавшегося прихода и обязательство по восстановлению поврежденного здания собора. А ведь в скудные 1990-е годы сама мысль о реставрации собора казалась чем-то невероятным. Усилиями отца Владимира храм был поставлен на учет как нововыявленный памятник культурного наследия.
В заключительной части конференции состоялась презентация книги «Время разрушать и время строить. История храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге». Авторами книги-альбома являются настоятель храма протоиерей Александр Сорокин и издатель Александр Зимин. В издании рассказывается об основных вехах истории собора. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом и написана живым языком. Издание 2013 года является переработанным и дополненным переизданием книги «Судьба храма — судьба России» 2006 года Идея переиздания возникла в 2011 году, когда перспектива скорого окончания реставрации стала всецело близкой. В действительности книга «Время разрушать и время строить. История храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге» является первой частью трилогии. Во втором томе серии будет представлена информация о художественном убранстве верхнего храма собора. Третий том будет посвящен нижнему храму, тому художественному вкладу, который был внесен архимандритом Зиноном (Теодором) в его украшение. Ожидается, что второй и третий тома выйдут в свет до конца юбилейного года.
Конференция оказалась значимым событием в жизни прихода Феодоровского собора. Многие прихожане впервые услышали о перипетиях предыстории появления собора, узнали о новомучениках, чьи судьбы оказались связаны с этим храмом, истории которого была посвящена конференция.
иерей Алексий Волчков
Фотогалерея события (Станислав Марченко).
Фотогалерея события (Рим Шагапов).