Проповедь иерея Алексия Волчкова в неделю 6-ю по Пятидесятнице. День памяти святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, престольный праздник.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, наш собор празднует сегодня один из своих многочисленных дней рождений! Сегодня день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, этой святой посвящен нижний храм Феодоровского собора. Святая равноапостольная Мария Магдалина является небесной покрочительницей нашего храма и всей нашей общины.

Без преувеличения можно сказать, что в покрочительницы  нам досталась очень яркая, приковывающая внимание, выдающаяся личность. О ней, как и много о ком, в Евангелии сказано безумно мало. И при этом создается полное ощущение, что самое важное сказано.

— не испугавшись оказаться в бедности она входит в число близких товарищей Иисуса и служит Ему своим имением;

— не испугавшись расправы римских солдат, она присутствует при распятии;

— не испугавшись гнева иудейской толпы, она первой прибегает ко гробу Спасителя. Евангелия запечатлели её крик, крик радости и восторга при виде Учителя, «Раввуни»!

— не испугавшись насмешек со стороны мужчин апостолов, всегда таких мудрых и проницательных, и лишь иногда трусливых, она бежит к ним, чтобы рассказть о воскресении. Таким образом, она оказывается настоящим «апостолом апостолов».

— знаем мы и о том, что она была исцелена, освобождена от порабощения семи демонам.

Характер Марии Магдалины являет нам ту твердость, преданность и бесстрашие, которое впрочем часто наблюдается у великих и достойных женщин.

К слову сказать, позднейшие христианские легенды отождествляли Марию Магдалину с той блудницей, которая омыла ноги Господу драгоценным маслом, что вызвало неодобрение Иуды. Отметим, что для подобного отождествления, как и о суждения о порочном и грязном прошлом Марии Магдалины в Писании нет никаких оснований.

Сегодняшнее Евангелие, посвященное памяти Марии Магдалины, имеет всего три стиха. В них сказано о том, что Иисус в окружении своих спутников ходит по городам и весям Палестины и «возвещает» подобно глашатаю о том, что наступает Царство Небесное. В компании Иисуса были не только апостолы-мужчины, но и, как сказано, «много» женщин.

Подобно пророкам Ветхого Завета возвещение Иисуса состояло не просто в изречении какой-либо информации, но также сопровождалось определенным символическим действием.

Символическое действие, которое осуществлялось Иисусом с целью показать истинность своих слов, было Его окружение. Компания Иисуса, спутники Его, поражали (или раздражали!) слушателей не меньше, чем Его слова.

Что же было в нем необычного? В обществе Иисуса  были женщины!

Это явление была крайне необычно для того мира, в котором жил и проповедовал Иисус Христос.

То, что знакомо и нам, тогда обладало несравненно большей силой и властью — речь идет о гендерных ролях. Речь идет о том, что ожидается обществом от мужчин и от женщин. Что ожидается обществом от религиозного лидера. Скажем более остро и более точно: что общество, тоталитарно и жестко, требует от мужчин, от женщин и от религиозных людеров. Общественная деятельность, учительство, религизный поиск — это исключительно мужское дело. Социальное пространство женщины — дом и семья. А что же  религиозная стихия? Мужчина, отец или муж, ответственен за духовную жизнь женщины, он определяет, какому богу надо поклоняться и служить.

Иисус выводит женщину из этой темницы.

Именно в ключе этого освобождения следует понимать суровые и смущающие нас слова Иисуса о семье и о ненависти к ней. Речь шла о том, что женщина-христианка  имеет право на свободу от того коллектива мужчин, который за неё решает, за кого выходить замуж, чему посвящать свою жизнь и какому богу молиться. От семьи, которую мы бы назвали не семья, а  «род» или «клан». Мария Магдалина является примером такой женщины, которая получила свободу во Святом Духе.

Царство Божие, которое благовествует Господь, действительно наступило. И это проявляется в том, что барьеры и узы, разделявшие мужчин и женщин на протяжении тысячелетий, вдруг упали.

Святой Дух, который дал Марии Магдалине и с ней вместе всем женщинам свободу до сих пор обитает, а точнее летает, веет в Церкви.

— этот Дух дарит женщине свободу, способность быть частью собрания, способность петь в церкви, молиться, служить и даже учить.

— этот Дух дарит церкви как собранию людей дар чистоты, который находит самое прямое выражение в способности воспринимать ближнего человека иного пола не как потенциального  любовника, а как брата и сестру! Этот Дух созидает братьев и сестер, созидает братство!

Пусть наша покровительница Мария Магдалина поможет созиданию братского духа и в нашем храме.

Аминь!