2013: Годовой отчет настоятеля за прошедший 2013 год

 
 
 

22 декабря, под занавес уходящего 2013-года, настоятель храма протоерей Александр Сорокин выступил с отчетным докладом перед приходом Феодоровского собора, о жизни и деятельности прихода в истекшем году. Публикуем полный текст его выступления.

Феособор-2013: годовой отчет настоятеля 22 декабря 2013 года

Завершающийся 2013 год войдет в летопись Феодоровского собора, несомненно, как год особенный.

Во-первых, это год 100-летия храма, который, как мы все хорошо знаем, изначально сооружался как юбилейный, в память 300-летия Царской Династии.

Во-вторых, это год успешного окончания реставрации храма, длившейся без малого шесть лет. Если приплюсовать к этим годам еще бóльший по времени период борьбы за возвращение храма Церкви, то нынешний год можно сравнить с долгожданной финишной чертой после утомительной дистанции, наполненной неустанными надеждами и многими трудами.

И вместе с тем, эта черта – не только и даже не столько финишная. Как раз сейчас все и начинается. И это в-третьих и в главных!

Знаменательным, сочетающим в себе и итог, и начало, стал день 14 сентября 2013 года, когда Патриаршим чином был освящен верхний храм. Тем самым была поставлена красивая точка в реставрационном процессе. Но не будем забывать, что день 14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) – не что иное как церковный новый год. Таким образом, этот день стал не только финалом полного возрождения храма, но и символом нового начала. И мы все – участники этого Нового Начала!

Для всех нас, клириков, служителей, труждающихся и прихожан Феодоровского собора, с этого момента даже то многое, что у нас уже имело место, как бы началось заново, увеличилось в масштабах, стало восприниматься иначе, чем прежде.

Сегодня, на исходе этого особенного года, мне бы хотелось подвести подробный и обстоятельный итог, а заодно проинформировать всех вас о тех аспектах нашей «феособорной» жизни, которые, возможно остаются для кого-то (или, может быть даже, для многих) вне поля зрения, в силу неупорядоченности, несистемности информации обо всем многообразии жизни и деятельности Феодоровского собора в настоящее время.

Прежде всего, я бы хотел уточнить термин «Феодоровский собор» в моей дальнейшей речи. Употребляя это название, давайте иметь в виду не только здание, но и весь наш приход, то есть людей, собирающихся в этом здании или на его территории или где-либо под его эгидой, в том или ином виде. Такое понимание вполне соответствует изначальному смыслу слова «собор» как собрания людей. Под этим подразумевается не только собрание в конкретный день и час в конкретном месте, а в более широком смысле – совокупность всех нас, кто имеет то или иное отношение к деятельности, так сказать, «под маркой» нашего храма. Таким образом, Феодоровский собор – это прежде всего люди. При этом не будем пытаться всех «причесать под одну гребенку», а согласимся, что собор, по самóй исторической семантике этого слова, соединяет, собирает воедино не только отдельных индивидуумов, но и группы людей, представляющие собой небольшие дружные сообщества, кружки, братства, группы и т.п.

Для удобства обзора жизни и деятельности Феодоровского собора я распределил их по четырем направлениям, в рамках которых действуют различные служения:

1)    Богослужение и пастырство

2)    Общение и просвещение

3)    Информация и PR

4)    Эксплуатация и финансы

Позвольте остановиться более подробно на каждом из этих направлений.

1. Богослужение и пастырство

На следующий день после Великого освящения верхнего храма Феодоровского собора 14 сентября 2013 года началось ежедневное совершение служб, а именно, Божественной Литургии в нашем храме.

Как и подобает смыслу бытия Церкви Христовой, центральной Литургией нашего собора является Божественная Литургия воскресного дня, совершаемая дважды, – ранняя в семь часов и поздняя в десять. Это наше главное евхаристическое собрание настолько хорошо всем знакомо, что нет смысла подробно останавливаться на деталях.

Говоря о Литургии, уместно упомянуть о нашей доброй старой, даже изначальной (свойственной нашему приходу с самого начало его существования после освящения храма Новомучеников в 1998 году) традиции чаепитий после литургии, как ранней, так и поздней, во время которых есть возможность общения «всех и каждого со всеми и с каждым».

Приглашаются все желающие, в том числе (и в первую очередь) гости или пришедшие впервые. Не устаю напоминать о том, что быть гостеприимным и внимательным к новопришедшим и друг к другу, является прямой обязанностью каждого из нас, так как в противном случае это мероприятие теряет свой церковный смысл. Не будем забывать и о том, чтобы по возможности приносить к чаю какое-нибудь скромное угощение, чтобы чай не был пустым.

Проблема: Место и люди, ответственные за организацию чая. На данный момент произошла «смена команды». Точнее, на смену прежней команде, много потрудившейся в прежние годы и по понятным причинам изрядно подуставшей, пришла лишь Ирина Дятленко и Геннадий (Фамилия?). Если кто готов помогать в этом служении – милости просим. Быть может, имеет смысл нести это служение в течение одного года, так, чтобы, в следующем году его несли другие. Во всяком случае, кто готов присоединиться к нему прямо сейчас (а такая потребность, повторяю, есть), просьба после нашего собрания подойти к Ирине.

В будние дни начало совершения Литургии – в 7 часов утра. Такое время определено для того, чтобы была возможность успеть вовремя на работу. В обычные рабочие дни, когда нет никакого церковного праздника, на Литургии, как правило, присутствует несколько, иногда более десяти человек, молящихся. При этом опять-таки есть возможность, у кого есть время и желание, пообщаться за кофе и чаем после Литургии в подвальном помещении нашего храма.

*

По субботам Литургия начинается в 10 часов утра. Особенностью субботних Литургий является возможность для каждого желающего молитвенно поучаствовать лично в проскомидии, прочитав свои записки с именами о здравии и о упокоении у жертвенника и получив у священника просфору с вынутыми частицами. Эта уникальная возможность у нас есть благодаря тому, что жертвенник, на котором совершается проскомидия, в соответствии с древней литургической схемой храмового пространства, в нашем нижнем храме расположен не в алтаре, а в отдельном «помещении» – северной апсиде (она называется «Предложение»). Начало проскомидии по субботам – в 9.15. Чаепитие после Литургии по субботам организовано в западном притворе нижнего храма. Ответственные Александра Анисимова и Светлана (Фамилия?)

В течение последних полугода дважды в субботней Литургии участвовала петербургская община «Вера и свет», состоящая из детей и взрослых с особенностями развития и их родителей. Они имеют намерение иногда посещать нас по субботам и впредь.

*

Несколько слов о Литургиях древних чинов, которые вот уже несколько лет совершаются в нашем храме. В этом начинании мы не одни, – оно медленно, но неуклонно приобретает распространение в Русской Православной Церкви, особенно в Духовных школах. Его польза очевидна: это одна из немногих богословски и литургически оправданных возможностей освежить восприятие Литургии, того главного общего дела Церкви, сутью которого является чтение Слова Божия и Таинство Благодарения (Евхаристия).

Прежде всего, речь идет о Литургии апостола Иакова, которую мы ежегодно, начиная с 2002 года, служили в день памяти апостола 5 ноября. Служение этой Литургии один раз в год представляло собой одновременно и большую радость, и некоторую проблему. Основательно забыв за год особенности этой службы, нам, священнослужителям, приходится каждый раз с трудом вспоминать их, делая ошибки и допуская оплошности. В результате служба отчасти приобретает характер своеобразной авантюры, впечатляющей прежде всего своей экзотичностью. В этой связи представляется оправданным совершать Литургию апостола Иакова, первого архиерея Иерусалимского, как о нем сохранило память Предание Церкви, в дни памяти тех или иных святых Иерусалимской Церкви. Эту идею мы уже начали воплощать. Так, совсем недавно, 18 декабря, в день памяти преподобного Саввы Освященного, создателя Иерусалимского церковного устава, мы вновь совершили Литургию Иакова. Впредь такое возможно в дни памяти и других иерусалимских святых, например, святителей Кирилла и Софрония, священномученика Александра, архиепископов Иерусалимских, и других.

Аналогично можно говорить и о Литургии еще одной древнейшей православной Церкви – Александрийской. В прошедших 2011 и 2012 годах 8 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Марка, согласно Преданию, основателя Александрийской Церкви, мы совершили Литургию апостола Марка. Предполагаем делать это и впредь. Но также можем совершать ее в дни памяти Александрийских святых, к числу которых относятся архиепископы Афанасий Великий, Кирилл, Иоанн Милостивый и другие.

*

К особенностям нашего богослужебного календаря относится служение т.н. «Вечерни по древнему чину», которую мы совершаем, как правило, в первую пятницу месяца. Начало – в 19 часов, после акафиста Божией Матери. Вечерня по древнему чину – так мы условно назвали последование, состоящее из чтения и всеобщего пения Псалмов, а также древнейших христианских гимнов, составляющих содержание вечерни с древних времен до наших дней. Для облегчения пения используется музыкальный инструмент (электроорган). Читается паремия из Ветхого Завета с проповедью и размышлением в молчании. По окончании вечерни – общение наших прихожан и всех желающих с нашими священнослужителями (чаще всего, со мной, а также иногда бывает отец Зинон) в форме вопросов и ответов. В 2014 году на Вечернях по древнему чину планируется читать отрывки из Книги пророка Иеремии – расписание уже составлено.

*

Регулярно в Феодоровском соборе совершается Акафист Божией Матери. По пятницам – пред Феодоровской иконой Божией Матери в верхнем храме.

По средам – пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в котором принимают участие страждущие зависимостями алкогольной, наркотической и другими, а также их родственники и сочувствующие. После этого акафиста, а также по субботам (в 13 часов) бывают встречи духовной взаимопомощи и собрание групп анонимных алкоголиков. Ответственные – диакон Олег Луферов, Григорий (Фамилия?), Светлана (Фамилия?), Марина (Фамилия?)

Затронув антиалкогольную тему, отметим, что неизменно продолжается начатое в 2002 году ежемесячное служение Литургии в субботу перед вторым воскресеньем, во время которой происходит исповедь и принятие зарока трезвости под руководством доктора священника Григория Григорьева.

*

Коснувшись трезвенной темы, конечно, нельзя не сказать о еженедельных собраниях в Феодоровском соборе Братства православных трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Собрания проходят по воскресеньям, с 14 до 16 часов. В этом месяце (10 декабря) исполнилось 13 лет, как эти собрания стали проходить в нашем приходе, – неизменно, каждую неделю в храме Новомучеников и Исповедников Российских (лишь на период ремонта, проходящего там, собрания переместились в нижний храм Феодоровского собора).Таким образом, из всех направлений трезвенной деятельности в нашем храме, у наших «чуриковцев» – самый значительный «стаж». Кто еще не знаком с ними, с радостью готов их представить. Это дружная многочисленная община, полноценно представленная всеми поколениями: в ней есть и дети, и юноши и девушки, и молодые папы и мамы, и взрослые люди, и почтенные бабушки и дедушки. Многие из них бывают на наших богослужениях, причащаются вместе с нами за Литургией или ходят в другие храмы. Их собрания, на которых, в силу моей занятости, мне удается бывать примерно лишь три раза в году: на Пасху, на Рождество и в день урожая в начале октября, – строятся тоже вокруг чтения и слушания Евангелия, соответствующей проповеди и пения молитвенных гимнов. Они готовы принять всякого, кто хотел бы оставить алкогольную зависимость ради общения в православной вере. Не стоит их путать с сектантами, которые обожествляют Ивана Алексеевича Чурикова, поносят Православную Церковь, отвергают Таинство Евхаристии и собираются совершенно в другом месте.

*

В уходящем году в нашем соборе пять раз была совершена Литургия архиерейским чином, включая Патриаршую службу 14 сентября. Наш правящий архиерей – Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир – также совершил свою первую Литургию в Феодоровском соборе. Это произошло совсем недавно, в верхнем храме в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря в связи с пребыванием в соборе Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы.

*

Что касается наших богослужебных планов на будущее, я рад представить всеобщему вниманию и пользованию календарь на предстоящий 2014 год. Таким образом, возобновляется практика, имевшая место у нас несколько лет назад, когда мы служили в храме Новомучеников и расписание было относительно стабильным. Календарь представляет собой не только привычный перечень церковных праздников и чтений из Писания, но и, применительно к нашему собору, время совершения служб, а также, место (один из трех наших храмов). Календарь издан в двух вариантах – горизонтальным форматом А4 на пружине, для размещения на стене, и в виде брошюры А5. Прошу учесть, что в течение года в расписание служб могут вноситься изменения. Также прошу сообщать мне об обнаруженных ошибках и неясностях.

*

Говоря о местах совершения всех наших богослужений и молитвенных собраний, отметим, что после открытия Феодоровского собора в этом отношении у нас довольно большой выбор: нижний и верхний храмы, а также храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских. Большинство ежедневных служб проходит в нижнем храме. Акафисты, как уже сказано, проходят в верхнем храме. Также в верхнем храме регулярно совершаются богослужения различных праздничных дней согласно расписанию. Очень возможно, здесь мы будем продолжать «экспериментировать», и указания календаря, где будет проходить та или иная служба, будут меняться.

*

В Феодоровском соборе совершается таинство Крещения. В зависимости от того, кто принимает Крещение – взрослый или ребенок (младенец) – различаются подходы и требования в подготовке к Таинству. В случае, если с просьбой о Крещении обращается взрослый человек, мы направляем его на катехизацию (оглашение), которая начинается в сентябре и завершается Крещением накануне Пасхи в Великую субботу и Просвещением на Светлой седмице и в Пасхальный период. Исключение могут составлять экстренные случаи, например, тяжелая болезнь и т.п. Конечно, Крещение взрослых теоретически возможно и в другие дни года, но для этого необходимо, чтобы кандидат был достаточно подготовлен в катехизационном отношении.

Что касается крещения младенцев, то здесь наши требования сводятся к однократной, но обязательной беседе священника с родителями и будущими восприемниками. Как правило, эта беседа назначается на 17 часов в субботу, а само крещение на одну из следующих суббот в 13 часов. При этом мы всячески приглашаем родителей с младенцем заблаговременно, до дня Крещения, в какой-либо из воскресных дней к концу поздней Литургии для совершения древнего обряда воцерковления ребенка, смысл которого заключается в представлении пред Господом и Церковью в храме будущего члена Церкви – по образу Сретения Господня. Во время беседы с будущими восприемниками им как минимум напоминается необходимость осмысленного прочтения Символа веры во время Крещения.

На вопрос о размере пожертвования «за крещение» следует отвечать так (этому ответу меня научила одна знакомая монахиня):

«В принципе Крещение стоит очень-очень дорого. Так дорого, что никто никогда не сможет заплатить всю сумму. Цена – смерть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (см. 1 Кор. 6, 20). Поэтому по великой милости Того, Кто уже «оплатил» эту цену, Крещение в Церкви совершается бесплатно».

*

Венчанию в нашем храме также предшествует предварительная беседа с желающими сочетаться церковным браком. Возможно, этому следует предпосылать более обстоятельную катехизацию. Вопрос пока открытый и требует от нас более серьезной проработки.

*

Важной стороной всех богослужений является чтение и пение. В нашем храме на постоянной основе за богослужениями поют несколько хоров и хоровых ансамблей. С первых дней существования прихода по настоящее время и, надеемся, в будущем, поет любительский хор из прихожан собора, созданный Мариной Лифоровой, а ныне поющий под управлением Веры Петровой. От всей души благодарю наших верных певчих любителей за труд и служение, которое состоит не только в участии в богослужениях, но и в работе на спевках.

В прошлом году, в преддверии вступления нашего в Феодоровский собор, был создан еще один хоровой коллектив на профессиональной платной основе под управлением моей супруги, Анастасии Сорокиной. Этот музыкальный коллектив еще находится в стадии становления, и мы также желаем им творческих успехов.

Наличие двух полноценных, хотя и созданных на разное основе, хоров позволяет нам уверенно чувствовать себя, учитывая необходимость ежедневных служб, а также регулярно случающиеся торжественные, в том числе архиерейские службы.

Кроме этого, у нас есть детский хор, который по мере взросления постепенно превращается в подростково-юношеский. Его воспитанники в перспективе могут пополнить свежими силами один из наших двух взрослых хоров.

Также, регулярно за ранними литургиями у нас поют ансамбли византийского (по средам, один раз в две недели) и знаменного пения (по вторникам, один раз в месяц). Их участие в службах в 2014 году также обозначено в нашем календаре.

2. Общение и просвещение

Почти с самого начала существования нашего прихода одним из основополагающих принципов его жизнедеятельности была и остается возможность общения вне богослужения. При всем многообразии форм, в которых оно проходит, их всех объединяет (во всяком случае, должно объединять) слушание и внимание к Слову Божию как к Слову Того Единственного Господина и Домовладыки (Хозяина), Кто основал Церковь и Кому она принадлежит.

Помимо послелитургийных чаепитий, являющихся ни чем не «обремененным» пространством свободного общения, в соборе проходят встречи, наполненные конкретной содержательной тематикой. Большинство этих форматов носят открытый характер в том смысле, что любой новый желающий может присоединиться к той или иной группе общения на любом этапе ее существования, – кроме тех случаев, когда имеется определенный тематический цикл (катехизация, просветительские курсы) или высокая степень личного знакомства (домашние евангельские группы).

Итак, перечислим наличествующие у нас на сегодня виды групповых встреч и занятий.

*

Катехизация (оглашение) в нашем приходе проходит ежегодно, начиная с 1998 года, когда был освящен и открыт храм Новомучеников и Исповедников Российских. Она представляет собой цикл в течение нескольких месяцев, начиная с сентября по конец весны – Пасхальное время, когда совершается крещение и т.н. Просвещение (Таинствоводство) новокрещеных. При этом на катехизацию мы берем не только некрещеных, желающих подготовиться к Крещению, но и уже крещеных, кто желал бы, скажем так, обрести свое место Церкви. Во втором случае мы говорим о воцерковлении. Таковых – крещеных, но не воцерковленных, обычно намного больше, чем некрещеных. В нынешнем году на катехизацию записались и регулярно ходят на встречи около 60-ти человек, из них девять готовятся к крещению. С ними регулярно проводятся встречи по четвергам вечером с 19 до 21 и по воскресеньям после Литургии Слова (после диаконского возгласа «Оглашенные, изыдите!»)

Целью катехизации является не только преподавание минимальных знаний о Евангелии, о Церкви и о православной вере и не только обучение правилам и канонам церковной жизни «вообще», а введение человека в среду церковного христианского общения в конкретном приходе, то есть в приходе Феодоровского собора. При этом, разумеется, никого насильно не «вербуем» и не агитируем «вступать в ряды». Более того, не отвергаем желающих проходить катехизацию в нашем храме, оставаясь членами другого прихода (такие случаи были и есть).

*

В результате очередного цикла катехизации, в течение которого одни и те же люди, до этого незнакомые вовсе, собираются на еженедельные и ежевоскресные встречи и богослужения, – складывается малая группа, то есть довольно дружная «компания», числом от 10 до 20 человек, не желающая расставаться после полугодового общения во время оглашения. Для большей части эта новообретенная «компания» является возможностью делиться радостью веры и взаимной духовной поддержки. Эти маленькие группы мы называем Евангельскими, так как главным делом, которое их собирает (собрания проходят дома у кого-либо из членов группы), является чтение и обсуждение Евангелия. Группы, как правило, собираются по вечерам один раз в неделю дома у одного из членов группы. Лишь в крайнем случае мы разрешаем той или иной группе собираться в храме – в случае, если невозможно найти место у кого-либо дома.

На сегодняшний момент регулярно собирается несколько Евангельских групп, различаемые по годам окончания оглашения, начиная с 2006 года. Число участников этих домашних собраний колеблется от пяти до двадцати человек.

Одной из проблем, встающих все острее и острее, становится, так сказать, предоставленность этих групп самим себе и недостаток общения с пастырями прихода (именно в рамках группы, хотя, конечно, в индивидуальном порядке или во время службы в храме мы все встречаемся регулярно). В этом большая доля вины, прежде всего, моя. С недавнего времени мы, священники нашего храма, начали регулярно навещать собрания Евангельских групп и, надеюсь, будем делать это регулярно. Лично я за прошедшие два месяца побывал в трех группах – 2010-го, 2009-го и 2007-го годов. Намерен продолжать это и впредь.

Кроме домашнего формата, являющегося продолжением оглашения, Евангельские группы практикуются в Феодоровском соборе и в других видах. Из них выделим два: по воскресеньям после чаепития (около полудня) и по понедельникам вечером (начало в 19.30). Первой (воскресной) руководит Сергей Александрович Романов. Вторую (по понедельникам) координирует молодежная группа нашего прихода.

Основное отличие этих «соборных» Евангельских групп от домашних состоит в том, что «соборные» группы открыты для любого желающего – неважно, из какого прихода, даже, честно говоря, неважно, принадлежит ли этот желающий к Православной Церкви. Иногда в самом деле в эти воскресные и понедельничные группы к нам в храм почитать вместе с нами Евангелие приходят католики и протестанты. Ну и слава Богу, милости просим!

Совсем другое дело – домашние группы. Родившиеся в результате оглашения/воцерковления, они состоят из православных людей, в основном из одного, то есть нашего прихода. Возможно ли присоединение новых участников к таким «сложившимся» и сплотившимся в личностном плане группам – вопрос довольно непростой и даже болезненный. Он требует большой деликатности и мудрости.

Все это говорит о том, что огласительный цикл, ежегодно совершаемый в Феодоровском соборе, – дело, конечно, нужное и стóящее, хотя и затратное в духовном, интеллектуальном, духовном и временнóм отношении (материальные затраты здесь минимальные: помещения есть, помощницы-Марфы есть, чай приносят сами оглашаемые – да так, что даже верным остается на воскресные чаи). Именно этот ежегодный путь, который мы (и священнослужители, и катехизаторы, и весь приход – то есть мы все, верные, молящиеся за каждой воскресной Литургии «о воцерковляемых братьях и сестрах наших» и об оглашаемых) вместе проходим с сентября по май, – именно этот путь вводит в наш приход новых его членов. И как бы ни был этот путь насыщен и труден, хотя и радостен и плодотворен (и проходит как будто на одном дыхании), – это лишь только начало. Самое важное, то, ради чего и совершается оглашение, – как раз впереди: жизнь в Церкви, жизнь в общении с конкретным приходом.

К евангельским собраниям групп примыкает молитвенное делание, в котором принимают участие многие наши прихожане (несколько десятков), молясь друг за друга и читая Псалтирь в соответствии с общим расписанием. Эту молитвенную группу координирует Александра Анисимова. Каждую субботу во время проскомидии перед Литургией прочитываются все имена, записанные в этой молитвенной группе.

*

В этом году, наконец, исполнилась наше давнишнее желание организовать курсы для продолжения изучения тех азов богословия, начало которому полагается на катехизации. Поначалу мы довольно претенциозно назвали эти курсы богословскими, но, пожалуй, более соответственно их пока именовать просветительскими. В этом, первом году курсы посещает около 70 человек, хотя поначалу записалось больше. Примерно половина из них – наши прихожане. Есть слушатели из других приходов. Преподавание осуществляется клириками и прихожанами нашего прихода. Слушатели вносят посильный взнос в качестве вознаграждения преподавателям. Координируют работу курсов священник Владимир и его супруга Александра Коваль-Зайцевы.

Предполагается, что в следующем учебном году продолжится преподавание в нынешней группе (второй год), но также будет набран еще один набор первого года.

*

Воскресная школа для детей в Феодоровском соборе на данный момент продолжает существовать в тех формах, что сложились за прошедшие годы. Имеются группы для занятий с детьми разных возрастов по субботам (преподаватель Ирина Петровна Калиниченко) и по воскресеньям (преподаватель Людмила Анатольевна Голубкова). Также, как известно, по воскресеньям есть возможность занятий с детьми во время поздней Литургии в подвале (ответственная – Екатерина Боскис).

В то же время нам следует серьезно задуматься над дальнейшим развитием нашей детской школы. Для этого есть целый ряд причин.

Во-первых, хотя и медленно, но неуклонно, в связи с открытием «большого храма» (Феодоровского собора) растет приток новых прихожан и, соответственно, новых детей в нашем храме. Во-вторых, не за горами открытие нового здания Просветительского центра в восстановленном Доме причта. Наконец, в-третьих, отношение к этой теме со стороны церковного священноначалия и, в частности, епархиального отдела образования в последние годы стало более требовательным и деловым. Все это – благоприятные факторы и вызовы, которые должны благотворно послужить к развитию нашей воскресной школы для детей. Для координации этой деятельности и в соответствии с современными требованиями мною назначена директор нашей воскресной школы – Александра Коваль-Зайцева.

К «детской» теме следует отнести и такое творческое служение, как театральная студия. Я не знаю, правильно ли я употребляю этот термин, но все понимают, о чем речь. Хорошо, что в нашем приходе есть профессиональные артисты, которые, помимо своей основной театральной деятельности, посвящают время и силы организации детских праздников после детских литургий и других театральных постановок, кстати, не только детских (до сих пор вспоминается прекрасная постановка в подвалах нашего храма в октябре прошлого года, посвященная жизни Александро-Невского братства перед закрытием Феодоровского собора).

Даты детских литургий на предстоящий 2014 год уже определены и внесены в вышеупомянутый календарь. Здесь все довольно просто и логично. Отныне будет шесть детских литургий в год:

1) На второй день Рождества Христова 8 января;

2) Перед Великим постом. В 2014 году – 23 февраля;

3) В Вербное воскресенье. Особенность этой литургии в том, что она проходит не отдельно, а вместе со взрослыми. В 2014 году – 13 апреля;

4) После Пасхи, в день детского праздника «Красная горка». В 2014 году – 18 мая;

5) В октябре. В 2014 году – 5 октября;

6) В начале Рождественского поста. В 2014 году – 30 ноября.

*

Одной из форм внутриприходского общения в последние два года стали так называемые приходские выезды («феовыезды») – два-три выходных дня (уик-енд, иногда удлиненный за счет какого-нибудь государственного праздника, например, 8 марта, как это было в этом году), когда прихожане снимают за свой счет пригородную базу и проводят там время согласно тематической программе, сочетая отдых с духовной и интеллектуальной работой. Таких выездов состоялось три – в ноябре 2012-го, в марте и ноябре 2013-го годов. Все три раза они прошли на базе лютеранского учебного центра в с. Колбино недалеко от Колтушей. Не вдаваясь в подробный рассказ о тематике и довольно насыщенной программе выездов, отмечу лишь, что это хорошая возможность для клира и прихожан храма просто познакомиться друг с другом. Следующий приходской выезд предварительно планируется, возможно, на майские праздники 2014 года.

Проблема: Среди трудностей и недоработок этого полезного дела назову лишь одну: недостаток количества мест для проживания в Колбино – не более 70-80 человек, тогда как, судя по всему, эта очень хорошая форма приходского общения требует базы гораздо большей вместимости (минимум, человек на 150–200), так как желающих участвовать больше, чем может вместить указанный центр. Поэтому мы продолжаем искать место. Для планируемого выезда его необходимо подыскивать уже сейчас. Есть хорошие места-кандидатуры, но пока среди них не нашли столь удобного, как Колбино, с точки зрения близости от города. В этом смысле еще хорошо, что не все в приходе знали о готовящемся последнем выезде в ноябре (и даже резонно обижались). А то бы проблема недостатка мест стояла еще острее.

А вообще, если подходить к этому вопросу основательно и серьезно, то в перспективе нам было бы крайне желательно иметь загородом полноценную собственную базу для совместного полезного времяпрепровождения в виде выездов, где был бы и храм, и места для ночлега и питания, для лекций и групповых занятий, для занятий с детьми и просто для отдыха. Это одна из наших задач на перспективу.

*

Среди различных форм внебогослужебного общения свое место занимает молодежная активность. Слово «активность» сюда весьма уместно подходит, так как что, как не активность лучше всего характеризует молодежь как явление природы и как период жизни (возраст)? Вот почему мы не можем четко определить возрастные границы (особенно верхнюю) понятия «молодежь», хотя чаще всего речь идет о возрасте примерно до 35 лет. Разумеется, это не означает, что после 35 лет активность «падает» или улетучивается какой-то «моложавый взгляд на жизнь». Совсем нет: и в 40, и в 50, и в 60 лет человек может быть молодецки активен и творчески продуктивен – часто даже еще больше, чем в молодости. Речь идет о другом: молодежная активность тем и отличается, что доверчиво испытует все. Молодежь в своих поисках, затеях и авантюрах в каком-то (прежде всего, в хорошем) смысле не очень разборчива и придирчива, относится ко всему с бóльшим доверием и восторгом, нежели зрелые мужи и жены. Вот почему здесь многое зависит от внешних факторов, новых встреч. Особенно впечатляют встречи с чем-то, что уже давно сложилось и имеет за своими плечами многолетний опыт и потому оставляет заметный след в душе, иногда на всю жизнь. Особенно это касается духовной сферы. Именно в юном и молодом возрасте человек делает для себя те духовные открытия, которые во многом определяют дальнейший духовный путь.

Тем ценнее, когда в молодежной среде что-то постепенно вызревает и вырастает как свой опыт, свой плод. К таковым я бы отнес уже упомянутые мною евангельские встречи по понедельникам, которые проходят в мирном и вместе с тем полезном и насыщенном формате, привлекательном не только для самой молодежи, отвечающей за эти встречи.

Кроме этого, наша молодежь, или, вернее, часть наших юных и молодых прихожан участвует в ряде других проектов, направленных на создание благоприятных условий для духовной работы и, надеюсь, для духовного роста и взросления. Некоторые из этих проектов осуществляются совместно с христианами других традиций. А именно:

1) Вот уже третий год организуются молодежные выезды. Они проводятся совместно с французской католической общиной «Новый путь» («Chemin Neuf»). Для этого снимается также какая-либо подходящая загородная база – или в том же Колбино (как в случае с приходскими выездами), или бывшая лютеранская семинария в Новосаратовке на юго-восточной окраине Петербурга. С нашей стороны это направление курирует священник Кирилл Киселев и его супруга Людмила. Речь идет не только о выездах (под названием «Иерихон»), но и о других формах общения с братьями и сестрами из Chemin Neuf. Ближайший очередной молодежный выезд подобного рода начнется через неделю и продлится с 30 декабря по 5 января.

2) Эпизодически, но регулярно имеет место общение с братьями и сестрами другого, в чем-то аналогичного Chemin Neuf, современного мирянского движения в Католической Церкви, представленного также французами. Это движение «Emanuel». Знакомство с этой общиной состоялось благодаря нашему верному другу Мишелю Обри во времена, когда он служил генеральным консулом Франции в Санкт-Петербурге. С тех пор происходит взаимный обмен визитами и участием в праздниках. К слову скажу, что благодаря дорогому Мишелю в нашем приходе вот уже несколько лет действует еще одно начинание – небольшая группка детей с особенностями развития и их родителей и друзей под названием «Феодоровская суббота», аналогичная уже упомянутой мною общине «Вера и свет».

3) Наши прихожане, молодые и не только, участвуют в молитвенных встречах в соответствии с канонами всемирно известной экуменической общиной Тэзе (Taizé – название французской деревушки, рядом с которой была основана эта община Братом Роже в 1940 г.). Прошлым летом целая группа вместе с моей супругой Анастасией посетили молодежный лагерь в самом Taizé.

Мне не раз доводилось слышать недоуменный вопрос, стоит ли так доверчиво и тесно взаимодействовать с иностранными инославными группами. Не опасно ли это увлечение неправославным опытом? Ответ прост: именно потому, что мы все православные, и наше богослужение православно; и наша катехизация православна; а также и все остальное подавляющее большинство наших приходских видов общения православны (и в этом смысле нечего бояться за наше православие, а иначе «грош ему цена»), – именно поэтому бывает полезно и поучительно знакомство с иным христианским опытом, который способен помочь нам увидеть свое собственное православное христианство более рельефно и живо, восполнить свой духовный опыт тем, чего мы, возможно, недополучили в своей Церкви (бывает и такое, все мы – люди). Скажу больше: жаль, что это внешнее общение у нас ограничено лишь несколькими почему-то только французскими католическими общинами и мы лишены возможности общения, например, с очень колоритным, древним и самобытным христианским опытом, например, Ближнего Востока или, скажем, Африки. Впрочем, скажу в стиле Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1, 9). Еще каких-то лет десять назад мы довольно тесно общались с американским пресвитерианским приходом.

Впрочем, имеются и контакты с православным зарубежными собратьями. Так, мы готовим прием молодежно-подростковой группы из прихода святителя Николая Финской Православной Церкви в Куопио. Их визит предполагается в мае месяце, но уже сейчас отец Кирилл занимается проработкой деталей.

Конечно, опыт общения с инославными христианами, – не для всех. Насильно мил не будешь. Кому-то этот опыт, может быть, приносит радость новых открытий, а кому-то вовсе не по вкусу. Кроме того, невозможность евхаристического общения (причастия за одной Литургией), игнорировать которую никто из нас не имеет права, накладывает свой отпечаток на это по сути дела межцерковное сотрудничество, заставляет быть осмотрительным и повышает меру церковной ответственности за свои поступки.

Наконец, каким бы он ни был полезным и богатым, этот опыт христианского инославия, не будем забывать, что он другой, и наше взаимное общение есть общение гостей друг у друга, благожелательных, заинтересованных и взаимно внимательных, – но гостей.

К тому же сказывается и то, что богатство собственной, православной традиции открывается многим, как правило, не сразу, особенно молодежи и вновь приходящим. Поэтому здесь не стоит торопиться с выводами. Следует познавать и руководствоваться принципом апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21).

С другой стороны, мы живем бок о бок, рядом с опытом христианского инославия не только в силу того, что общаемся с французами или итальянцами, немцами, американцами… Среди наших прихожан, как молодых, так и в зрелом возрасте, есть многие, кто имеет за плечами опыт пребывания в той или иной разновидности современного русского протестантизма. Я имею в виду тех, чей путь в православие и конкретно в наш приход пролегал через участие в различных так называемых евангельских церквах, существующих в нашем городе. Это тоже своего рода духовный поиск, духовный путь со своими приобретениями и открытиями. (Поднимите руки, кто из бывших протестантов).

*

Еще одной формой общения среди наших прихожан являются встречи супружеских пар, в том числе тех, что сочетались браком, встретившись уже в нашем храме. Эта форма пока только начинает свою жизнь, но нет сомнения, что она востребована. Здесь пока наметились два варианта. Один – совместно с той же католической общиной «Chemin Neuf» и называется «Кана» (имеется в виду евангельская Кана Галилейская, где Христос присутствовал на брачном пире). «Кана» проходит в виде выездов супружеских пар для молитвенного общения и духовного делания в течение нескольких дней, а также в виде регулярных встреч в храме. Ближайший выезд «Каны» состоится параллельно с уже упомянутым молодежным выездом также с 30 декабря по 5 января и пройдет в здании Салезианской общины в Петербурге.

Другой вариант общения супружеских пар под названием «Семейный клуб» является совсем недавней инициативой двух наших молодых семейных пар – Ивана и Ольги Беленикиных и Никиты и Ольги Сахаровых. Целями этих семейных встреч (супружеских пар) являются: узнавание друг друга, общение, возможность делиться радостями и трудностями отношений между супругами и с детьми, духовное обогащение семейной жизни и возрастание в отношениях, а также молитва друг о друге. Встречи проходят по воскресениям после Литургии с 13 до 14 в «детской» комнате.

Дело это новое. Пожелаем ему успеха!

*

Говоря о других начинаниях и групповых встречах, относящихся к разделу «Общение и просвещение», перечислю их с очень кратким комментарием:

Любители Баха – группа по воскресеньям в 14 часов, слушают духовные произведения И.С. Баха с комментариями Георгия Ковалевского.

*

Феофорум – приходская конференция на какую-либо «умную» богословско-философскую тему. Начинание прошло определенную эволюцию с 2007 года, когда состоялось впервые. В этом году – менее, чем через неделю, в субботу 28 декабря, – состоится очередной, 13-й по счету Феофорум на тему теодицеи: «Где Бог, когда я страдаю?» За тематику и организацию отвечает Артем Григорян.

*

Концерты. В данном случае я имею в виду выступления в нашем приходе исполнителей (музыкантов) высокого профессионального уровня. Исполняются, как правило, произведения духовного содержания или произведения, связанные со специфической («Царской/Романовской») тематикой нашего собора. Я имею в виду концерты ансамбля «Солисты Екатерины Великой», исполняющего музыку барокко, а также камерный хор Смольного собора. Первые вновь выступят здесь очень скоро – 10 января, с Рождественским концертом; вторые – накануне Страстной седмицы с музыкой Александра Гречанинова. Все концерты проходят благотворительно.

Просветительский центр в восстановленном Доме причта, открытия которого мы ожидаем летом следующего года, надеемся, даст большую свободу в выборе тематики концертов, но все-таки хотелось бы сохранить приверженность к классическим формам, желательно высокопрофессионального исполнения.

*

Киноклуб – возобновленная в нашем приходе группа любителей смотреть вместе кино и обсуждать его. Просмотры устраиваются один раз в месяц в квадратной (северо-западной) башне собора. Предлагаются фильмы, удовлетворяющие по крайней мере двум критериям: высокая художественная ценность (в идеале это должны быть шедевры мирового кино) и сюжет, достойный обсуждения с христианской точки зрения. Непростая работа по отбору фильмов-кандидатов координируется Татьяной Безрученко.

*

Лекторий – эпизодическое выступление различных лекторов, специалистов по темам преимущественно культурно-исторического или богословского содержания. Это направление нашего просвещения в данный момент несколько «приутихло», но, думаю, возобновится как только представится удобный случай.

*

Церковнославянский язык – недавно возобновившийся «кружок», состоящий из желающих (преимущественно сестер, то есть женщин) изучать церковнославянский язык. Уроки провожу я. Изучаем грамматику славянского языка, читаем Псалтирь по-славянски.

*

Швейная мастерская – целая группа сестер (более 10 человек) продолжают труды по пошиву необходимых предметов богослужебного употребления. Ответственная – Ольга Дунай.

*

В сфере просвещения мы уделяем внимание и нашей истории и культуре, прежде всего связанным с Феодоровским собором. В этой части еще многое предстоит сделать, издать, оформить и т.п.

Из уже сделанного можно отметить целый ряд изданий, выпущенных в свет в прошлом и нынешнем году (книги, буклеты, открытки). Этот ряд еще предстоит завершить изданием альбома с подробным описанием убранства Феодоровского собора (до закрытия и после реставрации), рассказом о ходе реставрации, а также с перечнем всех жертвователей и благотворителей, принявших участие в восстановлении храма.

Ведется работа над созданием музея Феодоровского собора. Две витрины с экспонатами в западной части верхнего храма – это только начало воплощения замысла. Специальное место должно быть отведено жизни Феодоровского прихода в период до закрытия храма в 1932 году, в частности, Александро-Невского братства, клира, прихожан, в том числе прославленных в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Материалов довольно много: важно, чтобы он был грамотно представлен и доступен всем приходящим сюда.

Налаживается практика экскурсий по нашему храму. Мы допускаем проведение на территории Феодоровского собора любых экскурсий при соблюдении минимальных требований не мешать богослужениям и просто не нарушать общий порядок. Никакой платы ни с кого не взимаем, хотя, конечно, поощряем посильные пожертвования со стороны организаторов экскурсий (опускаются в кружку для пожертвований или сдаются в свечную лавку). Конечно, приток паломников, туристов и просто любознательных посетителей должен стать одной из статей содержания Феодоровского собора, но важно, чтобы это выглядело изящно и культурно. На данный момент лично мною каждую субботу проводится бесплатная экскурсия по собору для всех желающих, начало в 14 часов (примерно до 15 часов). Также наш давний член прихода Александр Буров проводит экскурсии, привлекая интересующихся через экскурсионные фирмы, которые, разумеется, взимают плату за свои услуги.

*

После рассказа об экскурсионно-музейном направлении жизни Феодоровского собора логично перейти к третьему разделу моего доклада – «Информация и PR»

3. Информация и PR

Информированность (осведомленность) о том, что происходит и какие инициативы затеваются в «юрисдикции» Феодоровского собора, да и просто хотя бы минимальное знание друг о друге в рамках одного прихода – важная составляющая нашего взаимопонимания. Эта потребность становится все более актуальной по мере роста нашего прихода и увеличения числа различных групп и начинаний. Особенно эта актуальность почувствовалась как раз тогда, когда мы «переехали» из маленького храма Новомучеников в большой Феодоровский собор. Собственно говоря, это и есть главная причина, по которой я решил выступить с данным докладом: проинформировать всех о том, что у нас происходит и что планируется.

Под PR-ом я понимаю другую сторону нашей информированности – направленную не внутрь прихода (между нами), а вовне, чтобы информация о нас за пределами «Феособора» была не искаженной и извращенной, а адекватной и правдивой.

Наиболее эффективным и востребованным сегодня способом информирования являются, безусловно, различные интернет-ресурсы. К ним относятся:

Сайт www.feosobor.ru, а также аккаунты в социальных сетях (две страницы «В контакте» по 1253 и 368 человек и в «Фейсбуке» 139 человек). Эти ресурсы поддерживаются отцом Алексием Волчковым. Участие принимают также Рим Шагапов, Людмила Голубкова – в части видеосъемок, и другие.

Нашему сайту скоро исполнится три года. В августе нынешнего года он был модернизирован и, надеемся, удовлетворяет основным нашим информационным нуждам. Его средняя посещаемость сегодня – 270 уникальных посетителей в день.

С некоторым трудом возобновлен, но пока регулярно не налажен выпуск приходского листка. Хотелось бы, чтобы этот печатный периодический орган восполнил бы информационную лакуну, которую, возможно, ощущают те наши прихожане, которые не являются интернет-пользователями. Но здесь пока, похоже, не хватает рук.

В завершение раздела «Информация и PR» хотелось бы обратить особое внимание на социально-информационный прием, организованный в начале осени этого года по инициативе нескольких наших сестер во главе с Еленой Старицыной. Это очень доброе и важное начинание, хотя бы отчасти заполняющее ту вопиющую лакуну, которая имеется в нашей жизни «под сводами» Феодоровского собора. При всем обилии общения, занятий, встреч и прочего подобного, у нас почти полностью отсутствует такая функция, как социальное служение, то есть помощь нуждающимся в том или ином виде. Конечно, некоторые наши прихожане и батюшки посещают больницы, дома престарелых, но это или по случаю праздника (Рождества, Пасхи), или для духовного окормления (крещение, причащение). Системная же помощь нуждающимся у нас пока не налажена. В этом отношении социально-информационный прием является первым конкретным внятным шагом в этом направлении – хотя бы пока «свои своим». Еженедельно по воскресеньям ведется прием, цель которого скоординировать виды помощи, которые люди могли бы оказывать друг другу.

4. Эксплуатация и финансы

Наконец, последний раздел моего доклада посвящен материально-финансовому положению нашего прихода и вообще эксплуатационно-материальному аспекту жизнедеятельности Феодоровского собора.

Юбилейный 2013-й год, как я уже сказал в самом начале доклада, – одновременно и год окончания реставрации Феодоровского собора, и год начала его полноценного служения как действующего храма.

В материальном отношении это означает не что иное, как завершение финансирования реставрационных работ. Ведь главная цель, которую ставил перед собой специально созданный для этого Попечительский совет, достигнута: Феодоровский собор отреставрирован и воссоздан во всей своей красе.

И здесь уместно еще раз благодарным словом вспомнить наших попечителей и реставраторов, которые, помимо решения прямых реставрационных задач, многое сделали для создания того комфорта, которым мы сегодня пользуемся, находясь здесь, в стенах Феодоровского собора.

Но теперь, после окончания реставрации, когда Попечительский совет выполнил свою главную задачу, Феодоровский собор, прямо скажем, предоставлен самому себе. Корабль, так сказать, «спущен на воду» и вышел в открытое море в свободное плавание. Важно теперь не только остаться на плаву, но и успешно плыть вперед.

Разумеется, в первую очередь это сфера моей прямой ответственности как настоятеля, то есть как администратора и, не побоюсь этого странного слова в стенах храма, менеджера. К административной части относится необходимость грамотной и экономной организации эксплуатационных служб собора, то есть обеспечение охраны, порядка, чистоты, снабжения, текущего ремонта и обеспечения всем необходимым. Как «менеджеру» мне приходится в консультации с нашими бухгалтерами, старостой, казначеем (согласно Уставу РПЦ эти лица составляют Приходской совет), рассчитывать наш бюджет.

Вашему вниманию представлены таблицы, отражающие наше финансовое положение сегодня: откуда поступают средства и на что они тратятся. Как и следовало ожидать, в эти первые месяцы нашей «взрослой», самостоятельной жизни налицо, как говорят финансисты, отрицательное сальдо и притом весьма внушительное: расход составляет от 1 до 1,3 миллиона рублей в месяц при поступлении средств примерно от 700 до 800 тысяч. Средства же поступают из наших лавок (свечной и книжно-сувенирной), сбора пожертвований и десятины.

Обращаюсь ко всем с призывом приглашать благотворителей, которые могли бы взять на себя, например, финансирование каких-либо конкретных статей расходов на содержание храма. Это может быть, например, оплата электроэнергии, отопления или водоснабжения храма; покупка необходимого для совершения служб и многое другое. Кстати, одна из наших нужд – приобретение хозяйственного автомобиля (микроавтобуса или «каблука») для регулярного снабжения храма всем необходимым.

Обозначившийся минус в течение ближайших двух-трех месяцев, надеемся, пока удастся перекрыть за счет остатков средств, оставленных Попечительским советом, но затем придется как-то «выплывать» самим. Конечно, есть большая надежда на то, что постепенно в наш храм будет увеличиваться поток людей и это даст возможность и содержать собор, и материально поддерживать наши разнообразные полезные проекты.

Вообще же, процесс возрождения Феодоровского собора еще не закончен. Но если его реставрация в прежние годы в значительной мере финансировалась из государственного бюджета (как памятника культуры, охраняемого государством), то теперь задачи решаются целиком и полностью только на благотворительной основе.

Так, продолжается сбор средств на написание икон иконостаса верхнего храма. Также ждем жертвователей для приобретения лампад на этот самый иконостас – в соответствии с теми прототипами, которые видны на старых фотографиях.

Наконец, одним из главных наших ожиданий в наступающем 2014-м году станет открытие Дома причта, в котором планируется разместить Просветительский центр. В настоящее время идут отделочные работы и монтаж оборудования на всех этажах здания. Работы осуществляет на благотворительной основе СК «Дальпитерстрой». Дай Бог завершить этот грандиозный и вселяющий большие надежды проект в намеченный срок – предположительно летом 2014 года! На вопрос о том, что там будет размещено, ответить можно просто: все то, что мною перечислено в разделе «Общение и просвещение», но только в большем объеме.

Поздравляю всех с наступающим Новым, 2014-годом годом – 1-м годом 2-го столетия Феодоровского собора! Пусть он будет благословен и плодоносен, о чем мы будем молиться здесь, в верхнем храме, во время Новогодней литургии в полночь 1 января.