ИА «Вода живая»: Выставка иконописцев Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой представлена в книжном доме «Глагол»

 
 
 

Особенность этого альянса художников - поиск нового иконописного языка, который стал бы понятен современному человеку

Выставка иконописцев Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой «Современная икона» представлена 8 апреля в книжном доме «Глагол». Супружеская пара руководит иконописной мастерской «Живая традиция»
 
Филипп Давыдов рассказал, что мир иконы открылся ему через отца. В 80-е годы в Москве отец художника Андрей Давыдов с группой единомышленников начал активно заниматься иконописью. Они стремились увидеть в иконе не объект денег или архивную копию, их прежде всего манил принцип письма средневековых мастеров. Через икону Андрей Давыдов пришел в Церковь и стал священником. 
 
«Мы пытаемся работать в современном контексте. Мы привыкли к тому, как, например, выглядит Владимирская икона Божией Матери, и часто не воспринимаем ее. Но важно, чтобы икона стала поводом к созерцанию, чтобы человек остановился. Мы видим, но не смотрим, скользим глазами». — сказал Филипп Давыдов. По его словам, иконопись — искусство функциональное. Его цель — не эстетическое умиление, но, прежде всего, познание Истины. Самовыражение в иконописи не интересно. Условия храмового пространства ставят перед мастером задачи, при решении которых узкие границы самовыражения кажутся пресными. 
 
Ольга Шаламова добавила, что самое главное в иконописи — не повторить, а попытаться осмыслить. Современная икона ничем не отличается от древних, она также берет корни из традиции, но в работе есть что-то, что происходит помимо тебя самого, когда можно видеть, чувствовать, но не всегда объяснить. 
 
Формат выставочного пространства позволяет смотреть на икону вне церковного контекста, а значит, допускает оценку, свободу, суд зрителя. Александр — гость выставки — поделился, что, на его взгляд, иконы Ольги и Филиппа — «демократичный» вариант, они будут понятны любому созерцателю. 
 
На актуальность работ художников обратила внимание посетительница выставки Марина: «Эти иконы — живое слово сегодня и здесь к современному человеку, измотанному визуально. Через эти образы к нам обращаются с евангельским словом, нас не ломают, а любят и понимают». 
 
Юрия особенно тронула икона Рождества Христова письма Ольги Шаламовой: «Образ должен быть ближе — не столько загадкой, сколько разгадкой, он должен говорить, а не спрашивать». 
 
Икона Рождества нашла отклик и у другой посетительницы — Марины: «Это моя любимая икона, с замечательными добрыми животными, как из детской книжки. Все представленные работы — апелляция к искусству древних христиан первых веков — наивному и доброму». 
 
Юная зрительница Лиза так оценила характер письма художников: «Мне важно выражение лица, с которым смотрит святой. Часто ловишь на себе строгий взгляд, но тут он с любовью, поэтому не страшно встать перед таким образом на молитву». 
 
Гость выставки Федор рассказал, что окончил Академию художеств, кафедру графики, но потом почувствовал призвание иконописца и стал переучиваться у Филиппа Давыдова: «Это похоже на то, как хоккеист переучивается на фигурное катание», — посетовал ученик. Сравнивая светскую живопись и церковную, он отметил, что вокруг пейзажа нельзя построить музей, а вокруг иконы можно возвести храм: она галографична и отражает в себе весь космос. 
 
 
«Вода живая», 
08.04.14