Хроники собора: Описание росписи стен входа в храм

 
 
 

Не предрешая окончательного стиля росписи всего храма, Художественная Комиссия в целях единства архитектуры и стенописи, решила сделать попытку расписать вход в духе наших древних ярославских и ростовских росписей XVII века, в стиле которого построен сам храм. Богатство художественной фантазии и мысли наших древних зоографов эпохи XVI и XVII веков, как нельзя больше казалось бы подходила к данному зданию. Голые стены храма нуждались в соответствующем одухотворении их творчеством современного художника. воспитанного на принципах родной старины, обладающего знанием основ стенописей наших древних иконников и в то же время вносящего чувство красоты свойственного текущему моменту. Археологический научный подход к такому живому делу мог быть опасен своей сухостью и рабским подражанием связал бы художника. Наследие упомянутых эпох так велико, что не стоило особого труда остановиться на некоторых сюжетах, подобающих данному зданию.

Передняя часть входа отдана под сюжет «Союзом любве связуеми апостоли» — где среди цветных изображений помещено 12 апостолов с Иисусом Христом. На стенах изображены с одной стороны Убрус: голова Христа на плате, поддерживаемом двумя ангелами, с другой икона Феодоровской Божией Матери, в честь которой этот храм и освящен.

У средних дверей, как всегда в наших древних церквах написано по одному ангелу с каждой стороны, один в воинских доспехах с мечом — как бы предостерегающий, другой в обычной одежде записывающий грехи входящих. В арочке — деисус: Христос в центре, по правую сторону Богоматерь, по левую — Иоанн Предтеча.

Паперть и притвор есть так сказать преддверие перед Новым Заветом, а посему и должен включить в себе согласно всем древним нашим росписям сюжеты ветхозаветные. Вот почему на 4-х стенах его написаны в известной постепенности картины, являющиеся так или иначе прообразами Событий Нового Завета. На восточной стене изображена жизнь Адама и Евы в раю, где среди райского пейзажа Адам дает название зверям, лаская среди животных голубя и льва. В следующей картине можно видеть грехопадение первых людей, где змей обвил пышное декоративное древо. Затем идет жертвоприношение Авеля и Мельхиседека, у первого в руках ягненок, у второго хлеб, и на четвертой Стене Св. Троица в виде ангелов под дубом Маврийским. На потолке изображены чины ангельские в последовательном порядке.

Низ стен украшен богатым типичным для того времени растительным орнаментом по черному и желтому полю. Еще ниже полотенца с легкими украшениями.

Роспись исполнена в блеклых тонах, которые казалось должны напоминать молящимся ту седую старину, откуда все это черпалось. Как известно богатство красочных гамм наших памятников старинной стенописи, их простой схематический рисунок, ограниченность красок и в то же время самые смелые и неожиданные сочетания — лишь недавно стали обращать на себя внимание художников строителей и создателей современных храмов. Стенопись выполнена художником В. Щербачевым красками кейма, кои затем подверглись загатовке.

 

Из Отчета Строительного Комитета по сооружению в С.-Петербурге ХРАМА-ПАМЯТНИКА трехсотлетия Царствования Дома Романовых на 1-е января 1917 года.