Александро-Невское братство. При составлении данного раздела использованы исследования и публикации петербургского историка Михаила Витальевича Шкаровского.
Александро-Невское братство было создано в 1918 году первоначально с целью препятствовать закрытию Александро-Невской Лавры в накаляющейся антицерковной атмосфере. Но вскоре деятельность братства стала носить более широкий характер: образование и просвещение в виде лекций и бесед, издательство, благотворительность, социальная помощь бедным и находящимся в больницах, забота об арестованных и заключенных.
В числе основателей братства были три молодых иеромонаха – два брата Егоровы: Лев и Гурий (в 1960–1961 годах митрополит Ленинградский и Ладожский), а также Иннокентий (Тихонов).
«А, братья Егоровы, как вас не знать, вся Россия знает братьев Егоровых!» – эту фразу, сказанную в 1918 году митрополитом Антонием (Храповицким) при встрече с отцом Гурием, часто цитируют, рассказывая биографию энергичных выдающихся пастырей.
По происхождению и роду занятий состав членов братства (Александро-Невское братство) был чрезвычайно разнообразен – от простых рабочих до университетских профессоров. Среди последних – старший брат иеромонахов Гурия и Льва, профессор Технологического института Николай Михайлович Егоров; заведующий Богословско-пастырским училищем и член Миссионерского Епархиального совета Иван Павлович Щербов; крупный знаток канонического права Леонид Дмитриевич Аксенов; филолог, востоковед по образованию, а после заключения и ссылки специалист по истории русского литературного языка и древнерусской литературы Никита Александрович Мещерский.
Позднее о. Лев на допросе 27 июня 1922г. указал, что основными целями братства являлись: 1. «чисто церковное возрождение церковного богослужебного устава», 2. «борьба с торгашеством в церкви» (отсутствие продажи свечей и просфор, бесплатное совершение треб), 3. «реформа церковного пения» – отказ от светского исполнения партиями и « пение по обиходу», чтобы «народ легко мог петь с нами». Члены братства бескорыстно исполняли все обязанности по обслуживанию своего храма – пономарей, певцов, выносящих свечи, чтецов и т.д.
Священнослужители, возглавлявшие братство, поначалу служили в лаврской Крестовой митрополичьей церкви, являвшейся центром братской жизни.
За каждой службой обязательно произносились проповеди. Интересный пример их воздействия в 1920 г. привел в своих воспоминаниях митр. Иоанн (Вендланд):
«Каждый иеромонах говорил проповеди. И народ валил валом. А рядом стоял огромный Троицкий собор Александро-Невской Лавры, вмещавший 10 000 человек. Его возглавлял наместник митрополита – архимандрит Николай (Ярушевич). Он отличался очень красивыми проповедями. Однажды в обоих храмах одновременно проводился сбор денег на Богословский институт. В Крестовой церкви (Сегодня Синий зал??) перед сбором проповедь произнес отец Лев. Он сказал: «Давайте не то, что вы приготовили для нищих, а все, что у вас есть в кошельках.» Слово отца Льва было потрясающим по своей силе, и многие действительно вытряхивали свои кошельки над блюдом. Одного блюда не хватило, к нему пришлось прибавить второе. Когда этот сбор отправляли в собор, оказалось, что в маленькой Крестовой церкви собрали больше, чем в большом соборе».
Составленная иеромонахом Гурием (Егоровым) и принятая на II конференции петроградских братств «Памятка братчику и братчице».
8 августа 1921 г.
- Живи под руководством духовника.
- Неси послушание по указанию руководителя братства (§ 3 Устава).
- Соблюдай молитвенное правило (§ 8).
- Посещай братские Богомоления, собрания и праздничные службы.
- Будь скромен в одежде, в прическе и во всей своей жизни.
- Неси слово Христово детям, подросткам, молодежи и взрослым.
- Почитай каждого лучшим себя.
(XII постановление последнего общего собрания конференции 26.07/8.08)
По примеру Александро-Невского братства в Петрограде стали появляться и другие братства. В условиях идеологических и политических репрессий, сильно затруднявших каноническую церковную деятельность, это была наиболее жизнеспособная форма церковного общения. Разумеется, такое не могло нравиться властям. 26 апреля 1922 года газета «Известия» писала: «В Петрограде свирепствует какая-то эпидемия братств, духовных кружков, подготовительных религиозно-схоластических школ. Духовенство обрабатывает этим путем молодежь». [Цит. по: [2]. С. 59]
1922 год вошел в историю Санкт-Петербургской епархии как год гибели одного из самых выдающихся ее предстоятелей – священномученика митрополита Вениамина, расстрелянного 13 августа после «показательного» судебного процесса в рамках советской антирелигиозной кампании по изъятию церковных ценностей. Но это было далеко не единственное злодеяние беспощадной антицерковной кампании в то время. Тогда же были вынуждены прекратить свое существование и большинство братств. В числе немногих продолживших свою деятельность в опасных подпольных условиях оставалось Александро-Невское братство.
О том, как протекала жизнь Александро-Невского братства, многое стало известно из материалов следственного дела 1932 г.
Деятельность братства закончилась одновременно с закрытием Феодоровского собора в феврале 1932 года, когда руководители братства и многие его члены были арестованы и приговорены к различным срокам лагерей.