Степана Самойловича Кричинского (1874–1923) можно считать одним из выдающихся архитекторов того блестящего и плодотворного периода начала XX столетия, который именуется Серебряным веком русского искусства. Продлился этот век недолго и был прерван Первой мировой войной, а затем революционными событиями.
В Санкт-Петербурге в этот период было построено немало прекрасных зданий, храмов и других сооружений в стиле модерн, неоклассицизм, неорусском и неовизантийском. Один из лучших образцов – Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря архитектора В. А. Косякова. Она представляет собой не что иное, как новое осмысление древней Константинопольской Софии – шедевра византийского зодчества VI века. Только создавалась Казанская церковь с использованием новых технологий, в частности, железобетонных элементов, внедрение которых позволило сооружать гигантские арочные и сводчатые конструкции. В качестве других примеров можно привести Никольский Морской собор в Кронштадте, Николо-Барградский храм, Творожковское подворье на Роменской улице близ Московского вокзала, Покровскую церковь Политехнического института.
Наряду с уже упомянутым В. А. Косяковым целую плеяду талантливых русских архитекторов составляли В. А. Покровский, А. В. Щусев, И. Е. Бондаренко. В их ряду свое достойное место занимает и творчество Степана Кричинского. Упомянем некоторые из его многочисленных работ.
Храм святителя Николая (Барградский), принадлежавший Императорскому Православному Палестинскому обществу, был построен в 1913–1915 годах на пересечении Калашниковского проспекта (ныне проспект Бакунина), 2-й Рождественской (ныне 2-я Советская) и Мытнинской улиц – совсем недалеко от Феодоровского собора, по прямой линии по другую сторону Невского проспекта. Многие ценители архитектуры считали этот храм настоящим шедевром, в котором гармонично сочетались монументальность и изящество, а традиционные мотивы древнерусского зодчества получили талантливое переосмысление. Судьба этого храма печальна: в 1932 году он был полностью уничтожен, так как мешал строительству трамвайных путей.
В Царском Селе рядом с Феодоровским Государевым собором, сооруженным по проекту В. А. Покровского, был построен Феодоровский городок. В сказочно-живописном облике и изящном, произвольном на первый взгляд сочетании домиков, башенок и крепостных стен городка нетрудно узнать своеобразную манеру Кричинского. Тот же облицовочный материал (белый старицкий камень), та же архитектурная стилистика (древнерусское зодчество).
Принимал участие С. С. Кричинский и в проектировании одной из необычных достопримечательностей Петербурга – соборной мечети на Петроградской стороне, главным архитектором которой был Н. В. Васильев. Примечательно, что первое богослужение в мечети прошло в год 300-летия Дома Романовых, хотя строительные работы были полностью закончены только через семь лет.
Замечательными творениями Кричинского являются особняк художника П. Е. Щербова в Гатчине (в стиле модерн), комплекс зданий Педиатрического института на углу Литовской улицы и Самсониевского проспекта и другие. В 1922 году Кричинский участвовал в реставрации буддийского храма в Санкт-Петербурге.
Тот факт, что Кричинский принимал участие в сооружении мечети, а также некоторые подробности его биографии (он происходил из старинного дворянского рода польских татар), позволяют говорить о принадлежности его предков к исламу. Оставшийся открытым в первом издании книги о Феодоровском соборе вопрос о том, был ли крещен Степан Кричинский, сегодня благополучно разрешен: работая в архивах, проектировщики реставрации обнаружили справку о том, что «архитектор Степан Самойлович Кричинский 35 лет, вероисповедания православного, женат на дочери писателя Глеба Успенского Марии, вероисповедания православного».
Скончался Степан Самойлович Кричинский в 1923 году, погребен на Литераторских мостках в Петербурге.
Созданию проекта предшествовала поездка С. С. Кричинского по древним городам России для изучения древнерусского зодчества. Аналогами при работе над проектом стали памятники ростово-суздальского зодчества XVII века.
«Храм спроектирован мною и выстроен в стиле церквей 17-го века, – рассказывал сам архитектор на страницах журнала «Зодчий» в 11-м номере за 1914 год, – по типу и образцу храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польский, Ярославль и пр.) Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности с крепостными стенами, башнями и палатами являют собою наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых. Вот главная и основная причина, побудившая меня избрать этот период русского зодчества при составлении проекта».