Фотогалереи — в разделе фото.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери построен в неорусском стиле по проекту архитектора Степана Кричинского, тем самым воскрешая в памяти известные образцы древнерусского храмового зодчества. В его облике – как в целом, так и в отдельных частях и деталях – можно распознать храмы и крепостные башни древних русских городов: Ростова Великого, Юрьева-Польского, Ярославля, Суздаля.
Другие фото прототипов Феодоровского собора и отдельных его элементов:
1) Храм Иоанна Богослова в Ростове (фото разных лет, фотосъемка Людмилы Голубковой 2013 г.);
2) Настенный орнамент в храме в Юрьеве-Польском
Феодоровский собор – яркий образец ретроспективизма начала XX века. Здесь сочетаются древние мотивы с модерном – изысканным и самобытным стилем, вошедшим в моду по всей Европе также в начале XX века. Все это создает в целом неповторимую стилистику фасадов и интерьеров Феодоровского собора.
Использование древнерусских образцов в архитектуре собора не помешало при этом смело распорядиться передовыми конструктивными технологиями начала XX века. Собор стоит на твердом и устойчивом основании – цельной железобетонной фундаментной плите. Всем своим «телом», как на скелет, он «одет» на четыре арки, также отлитые из железобетона. На них опирается и центральный купол. Эти две пары арок, пересекающиеся друг с другом в верхней части, хорошо видны, если обратить взор в подкупольное пространство внутри верхнего храма. Выполняя конструктивные функции, они создают неожиданный эстетический эффект.
Еще одной стилистической особенностью оформления храма является многократно повторяющаяся асимметрия.
Так, по периметру собора расположены три башни, и ни одна не похожа не другую: северо-восточная – восьмигранная с луковичной медной главкой; северо-западная – заметно выше и шире, а главное, квадратная в плане и с четырехскатной черепичной крышей; юго-западная – тоже квадратная, но меньшая по размеру и с более вытянутой, островерхой крышей.
«Башенную» тему дополняет труба бывшей котельной, расположенная напротив южного фасада собора и оформленная по образцу Кузнечной башни Московского Симонова монастыря Рождества Богородицы 1640-х годов.
Стены храма снаружи облицованы белым старицким камнем-известняком, украшенным разнообразным резным орнаментом. Здесь можно обнаружить даже мифических животных: единорога, птицу феникс, двуглавого орла, льва, райскую птицу сирин. На восточном (алтарном) фасаде хорошо видны вкладные (вырезанные прямо в стене) кресты необычных форм, характерные для русской древности, в частности, Великого Новгорода.
Не меньшее многообразие составляют крыши Феодоровского собора, покрытие частично медью, частично черепицей холодно-изумрудного цвета. Позолотить купола намеревались создатели храма еще сто лет назад, но осуществить этот замысел удалось только во время реставрации в наши дни.
Согласно православным канонам, Феодоровский собор расположен алтарем к востоку, но при этом главный вход размещен не с противоположной, западной стороны, а с боковой, северной, то есть со стороны Миргородской улицы. Вот почему именно этот северный фасад и стал парадным. Именно на нем размещено главное украшение экстерьера храма – восьмиметровое майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом». Панно было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации.
В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским. Икона венчает символическое древо, в ветвях которого – русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова.
Майоликовую тему продолжают многочисленные квадратные цветные изразцы, размещенные на белокаменных фасадах с севера и с запада. Все они также полностью воссозданы заново, за исключением единственного сохранившегося и представляющего ценный экспонат соборного музея.
Украшением фасада является и мозаичная икона Спасителя, расположенная над главных входом, утраченная и воссозданная вновь в ходе реставрации.