Десятина: что это такое и нужна ли она нам?

 
 
 

За воскресным чаепитием настоятель прот. Александр Сорокин поднял вопрос о церковной десятине в нашем приходе. В частном порядке разговоры об этом велись и раньше. И не только разговоры – есть группа прихожан, которые уже давно осуществляют этот принцип по собственной инициативе. Тесно связанным с вопросом о десятине является вопрос о различных служениях в храме и об их координации. Для того чтобы найти оптимальное решение этих вопросов, необходимо взвешенное, всестороннее обсуждение, знакомство с положительным опытом других общин. В течение нынешнего Великого поста за воскресными чаепитиями будут продолжены «экзерсисы» по построению «Десятинной» церкви в нашем приходе (если община это сочтет нужным).

Текст беседы отца Александра «От десятины к антидесятине» можно прочитать, нажав на ссылку. С этого времени мы фиксируем предложения по поводу конкретного назначения десятинного бюджета, дабы нам знать, ради чего зачинается эта инициатива. Свои предложения можно направлять по электронной почте настоятелю: verbum@list.ru

Побудительными поводами, которые заставляют нас начать обсуждение темы десятины, являются уже давно ведущиеся разговоры и часто задаваемые вопросы о необходимости жертвовать десятину Богу. Среди наших прихожан уже есть много примеров жертвования десятины на содержание храма.

Но это только поводы. Причины, по которым мы начинаем обсуждение темы десятины, глубже и серьезнее: лично меня давно тяготит ощущение самодовольности, самодостаточности, которое порой довольно явно наблюдается в нашей «теплой компании», лучшей иллюстрацией чего могут служить наши чаи, во время которого мы в основном заняты САМИМИ СОБОЙ.

Так не должно быть.

Это ощущение усиливается еще одним, субъективным обстоятельством: реставрация Феодоровского собора успешно осуществляется благодаря деятельности высокого Попечительского совета, который с самого начала счел необходимым поддержку и тех просветительских начинаний, которые проходят в нашем приходе. На эту «чужую» десятину построен этот дом (Православный просветительский центр), поддерживаются различные инициативы. Мы же все стоим как бы «в стороне от великого дела».

Хочу поделиться тем, как мне видится, что такое десятина, ради чего этот принцип мы можем принять к осуществлению (а ради чего, наоборот, совсем не стоит этого делать).

1. Определение десятины. Десятина – понятие ветхозаветное. Ветхозаветная десятина – жертва десятой части твоего дохода Богу. Именно Богу, хотя внешне, формально это выгладит как отчисление 10% процентов на содержание храма. Можно привести целый ряд цитат из Ветхого Завета:

    «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:10-12).
    «Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27, 30. 32).
    «Аврам дал ему (Мелхиседеку) десятую часть из всего» (Быт. 14, 20; ср. Евр. 7, 2).
    «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; [приноси] десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14, 22-23).
     «Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл» (Втор. 26, 12-13).

2. И все же я бы напомнил о кардинальном отличии Нового Завета от Ветхого, которое нельзя игнорировать и которое может объяснить, почему все-таки в христианстве (хотя в разных христианских традициях и конфессиях в разной степени) принцип десятины утратил столь жесткую постановку. Отличие это формулируется очень ясно и просто в виде двух противопоставляемых понятий: Закон и Благодать. Или, поясняя эту антонимическую пару: обязательность и добровольность; подневольность (рабство) и свобода. Здесь можно было бы привести также целый каскад цитат – уже из Нового Завета, особенно из апостола Павла, – которые великолепно растолковают эту новизну (эта тема оказалась вдруг очень близка к той, что мы обсуждали на недавно прошедшей конференции «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»). Позволю себе привести лишь одну цитату, зато несколько более пространную:

«Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
    Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4, 1-11).

Проще говоря, все то, что было заповедано Богом в Ветхом Завете как приказы, повеления, в Новом Завете становится добровольным, свободным деянием, ответным даром человека Богу. Но дело даже не в самой добровольности – в конце концов, и веетхозаветная десятина была делом добровольным (см. притча о мытаре и фарисее, где, судя по тому, как о десятине говорит фарисей, никто не заставлял «сдавать валюту»).

В Новом Завете действует принцип «от избытка любящего сердца». На этом построен весь энтузиазм и восторг раннехристианской Церкви, на которую мы взираем как на икону, как на эталон. Причем избыток этот направлен на других людей. Именно невозможность удержать его внутри себя и стала той силой, которая преобразила весь мир на заре христианства: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 20).

В том числе и в этом заключается смысл слов Спасителя: «Вы – соль земли» (Мф. 5, 13). И мы прекрасно помним продолжение этих слов: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Не потеряли ли мы эту силу, не перестали ли быть солью, занимаясь лишь самими собой?

Да, эта свободность и добровольность оказывается необычайно тяжким бременем для людей. Она может обернуться расслабленностью, безответственностью и даже равнодушием и распущенностью. Здесь палка о двух концах. Убежден, что Православие – самая свободная, свободолюбивая из всех христианских традиций (хотя кого-то подобный вывод может удивить). Но следствием этой свободы и добровольности является почти полное отсутствие (за редкими исключениями) принципа десятины в Православной Церкви. Протестантизм и даже католицизм в этом отношении более требователен.

3. Иначе говоря, простого возврата к Ветхому Завету быть не может, как невозможно для христиан например, обрезание (хотя во времена апостола Павла это было очевидно далеко-далеко не для всех). Для ветхозаветного принципа десятины необходимо найти новый смысл. Лучше всего этот новый смысл можно было бы выразить с помощью такого неожиданного неологизма как «антидесятина», где «анти-» – не «против», а «вместо» (как Антипасха, антидор, антиминс).

4. Этот наш (мой, во всяком случае) поиск можно сравнить с вопросом юноши, который подошел к Иисусу с вопросом: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Услышав перечисление известных заповедей, он спрашивает: «Чего еще недостает мне?»

Именно так, с помощью этого вопроса я бы сформулировал причины, почему я поднимаю эту тему.

5. При этом прошу учесть одну простую вещь: в принципе сегодня наш храм, наш приход не испытывает каких-то особых трудностей или нехватки чего-то необходимого. Мы не можем считать себя нуждающимися и просить о материальной помощи! Существующая сегодня система пожертвований и сборов вполне обеспечивает нашу приходскую жизнедеятельность:

Во-первых, есть регулярный, ежемесячный сбор пожертвований, которыми покрываются расходы на содержание храма (ежемесячные платежи в размере N-ной суммы + жалованье служителям) и просветительские нужды (школа, лекторий и пр. расходы).

Во-вторых, есть круг людей, которые и без сегодняшних разговоров более-менее регулярно жертвуют то, что можно назвать десятиной – многое из того, чем мы пользуемся в храме или в этом доме появилось благодаря этим доброхотным, чаще всего целевым, в том числе регулярным даяниям.

В-третьих, как я уже сказал, попечители и организации-участники реставрации Феодоровского собора оказывают регулярную поддержку многим нашим начинаниям.

И в принципе, в том режиме, в котором мы существуем сегодня, вполне можно существовать и дальше, в том числе, благодаря, повторяю, тем из нас, кто и так платит десятину. И когда Феодоровский собор вступит в действие, мы вполне сможем его содержать в режиме «комбината ритуальных услуг». И не стоило бы и беспокоиться, «мудрствовать», будоражить приход, если бы не вопрос юноши: «Чего еще недостает мне?» Уж больно не хочется идти по этой скучной, накатанной колее.

6. Продолжением и конкретизацией этого вопроса будет: на что можно и нужно будет тратить эту десятину или, если угодно, «антидесятину»? Ради чего затевается эта дискуссия.

И если юноша свой вопрос обратил к Иисусу, то я обращаюсь ко всем вам: «Чего же еще недостает нам здесь – всем вместе и каждому в отдельности, чтобы ощущать себя в Новом Завете с Богом, сынами Божьими?»