Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян

 
 
 

XX век вошел в историю России многими знаменательными событиями, большим количеством трагических ошибок, сонмом мучеников и исповедников, пострадавших за истину Божию.

Для того чтобы легче было изучать духовную борьбу в российском обществе, в частности в Санкт-Петербурге и его окрестностях, предпринята попытка собрать доступные на сегодня сведения о тех, чья жизнь была отмечена особым страдальческим подвигом за веру в Бога.

Санкт-Петербург с самого своего основания создавался как русский город, открытый всему человечеству — всем добрым людям с их традициями и верованиями. С Петровских времен выходцы из Новгорода, Москвы, Поволжья, Сибири бок о бок соседствовали здесь с уроженцами Германии, Франции, Голландии, Скандинавии и многих других уголков земли. Религиозная, как и национальная, терпимость составляли основу жизни города на Неве. Своеобразный рекорд был установлен на Невском проспекте — «Невский проспект — главная городская магистраль – стал зримо выражать идею веротерпимости: на нем или рядом с ним на небольшом удалении друг от друга стояли лютеранский немецкий, гугенотский французский, реформатский голландский, католический, армянский, шведский и финский храмы».(В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга СПб., 2003. С. 10). Здесь же был построен величественный православный Казанский собор.

История Санкт-Петербурга и его окрестностей в XX веке в религиозном плане была трагичной: террор, преследование и ограничение не только на классовой, но и на религиозной основе. Жертвами репрессий становились верующие и служащие любых исповеданий — от православных до язычников.

Собрать в одной книге имена пострадавших за веру, вне зависимости от конкретного вероисповедания, справедливо во многих отношениях. Это соответствует и петербургскому духу, и историческим обстоятельствам.

Не без воли Божией люди разных убеждений, возраста и разных национальностей содержались в одних и тех же тюрьмах, лагерях, а после расстрела их тела сваливали в одну яму. Сегодня места их захоронений общие, самое известное из них — Левашовская пустошь. Здесь в одних рвах лежат расстрелянные — православные епископы, священники и прихожане, католические священнослужители и миряне, буддийские монахи и начетчики-беспоповцы с их единомышленниками и сомолитвенниками.

Справедливо и достойно теперь иметь их имена в одной книге под общим названием «Санкт-Петербургский Мартиролог», что в переводе с греческого языка означает — «свидетельство», «свидетель», «мученичество», «мученик» — свидетельство об истине страдания за веру(2Мак. VI: 7), быть свидетелем верным (Откр. II: 13).

Первое издание было осуществлено в 2002 году. Небольшой тираж быстро разошелся. Сведения о пострадавших уточнены и увеличилось количество имен.

Мартиролог представлен в алфавитном порядке фамилий. Для удобства поиска издание дополнено также указателем имен монашествующих Русской Православной Церкви.

Спасибо всем, кто с пониманием и доброжелательностью помогает в выявлении имен пострадавших и исторических свидетельств.

Работа продолжается, поэтому любые уточняющие или дополняющие сведения будут приняты с благодарностью и учтены в следующем издании.

Профессор, протоиерей Владимир СОРОКИН, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга.

16 ноября 2010 года.

Перейти на сайт проекта

Перейти на сайт проекта (2)