Мост длиною в 80 лет

 
 
 

В конце октября в Феодоровском соборе состоялся исторический вечер с рассказом о жизни прихода до закрытия храма в 1932 году. В первой части вечера настоятель храма протоиерей Александр Сорокин рассказал о постройке собора, о его первом настоятеле архимандрите Алексии (Яковлеве), которому пришла на ум идея возвести неподалеку от Московского вокзала храм-памятник трехсотлетнему юбилею царствования Дома Романовых. Особое внимание отец Александр уделил Александро-Невскому братству, которым руководил последний перед закрытием настоятель собора архимандрит Лев (Егоров), ныне причисленный к лику новомучеников. Повествование дополняли фотографии из материалов следственного дела, заведенного на Александро-Невское братство в 1930-е годы. После лекционной части аудиторию разделили на группы по 25 человек. Под руководством экскурсоводов группы по очереди спускались в недавно отремонтированный подвал собора, где их ожидал сюрприз — «живые картины» из жизни прихода и Александро-Невского братства.

500.jpg
Экскурсовод нажимал на кнопку, и в этот момент картины оживали, приглашая посетителей прикоснуться к истории. Так осуществилась идея Ольги Федоровой, актрисы кукольного театра, под руководством которой более 30 прихожан приняли участие в создании интерактивного музея. Большую часть творческого коллектива составила молодежь храма. Кроме непосредственного участия в сценках надо было написать для каждой из них сценарий, создать интерьеры каждой картины, подобрать одежду и реквизит, продумать технические вопросы… Работы хватило на всех.

502.jpg

— Когда отец Александр решил рассказать прихожанам о том, что было здесь до закрытия собора, он обратился к молодежи с просьбой придумать что-нибудь, чтобы оживить свой доклад, — рассказывает Ольга Федорова, режиссер интерактивной выставки. — Мы начали изучать исторические документы, и оказалось, что многое, чем мы сейчас занимаемся на приходе, на самом деле является преемственностью. Например, детские литургии, которые с прошлого года проводятся у нас. Кроме того, и в те времена молодежь собиралась и читала вместе Евангелие, и вообще активно участвовала в жизни собора. То есть мы совершенно случайно обнаружили, что, сами того не подозревая, оказались наследниками той жизни, что была на приходе до его закрытия в 1932 году. Мы стали думать, как можно дать прихожанам почувствовать эту связь, как протянуть живой мостик через 80 лет, чтобы сохранить стиль, чувство меры и уважение к памяти тех, кого расстреляли в 1930-е годы. И возникла идея музея живых картин, в которых мы, опираясь на исторические документы, попытались представить себе, как могли выглядеть разные сферы жизни и деятельности Александро-Невского братства.

503.jpg

Экскурсантов ожидали такие сцены: молодежный кружок, спевка хора и детское служение, тайные монахи и монахини, анонимщик пишет письмо-донос, красноармейцы, финальная сцена допроса и расстрела, решенная в стиле теневого театра. По окончании «живых картин» все попадали в зал, на стенах которого разместилась небольшая экспозиция работ художницы Лилии Ратнер, посвященных новомученикам.

505.jpg

— Мне кажется, что нам удалось воссоздать дух того времени, — считает участник «живых картин» Андрей Свяцкий. — Начинается все радужно: молодежный кружок и чтение Евангелия, а заканчивается страшно — расстрелом. Это теневая сцена, в которой архимандрит Лев пишет последнее письмо из застенков, затем звучат выдержки из допросов арестованных членов братства — и звуки выстрелов. У многих из нас есть ощущение, что все прекрасное, что мы видим и ощущаем у нас на приходе, тот радостный дух, который царит здесь, всё это пропитано мученической кровью. Это и прекрасно, и страшно. Мы о них практически ничего не знаем, но это те свидетели, которые здесь присутствуют. И это чувствуется.

506.jpg

508.jpg

509.jpg

510.jpg

501.jpg
Источник: «Вода живая»