Феодоровская икона Божией Матери

 
 
 

Феодоровская икона Божией Матери

Наш храм назван в честь Феодоровской иконы Божией Матери, так как именно ею инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова, благословила своего сына Михаила Романова на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

История Феодоровской иконы начинается в XII веке. Тогда она находилась в деревянной часовне недалеко от поволжского селения Городец. В начале XIII века на месте часовни был построен Богородице-Феодоровский монастырь, и икона Пресвятой Богородицы стала его главной святыней. Во время нашествия Батыя в 1239 году монастырь сгорел, а с ним, как считалось, сгорела и Богородичная икона. Однако через 17 лет, в 1256 году, ее обрели жители Костромы во главе с князем Василием Ярославичем, младшим братом благоверного великого князя Александра Невского. Празднуется это событие 16 (по новому стилю 29) августа как один из праздников Феодоровской иконы – престольный праздник Феодоровского храма.

Сразу после обретения икона была перенесена в костромской храм святого великомученика Феодора Стратилата, в связи с чем и получила свое название – Феодоровская. С той поры и по сей день история иконы неразрывно связана с Костромой. Вот как поэтично говорится об этом в тропаре – главном богослужебном гимне, посвященном Феодоровской иконе Божией Матери: «Пришествием честныя Твоея иконы, Бого-отроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость».

В Городце, вернувшись тяжело больным из Орды, обрел место своего последнего упокоения святой благоверный великий князь Александр Невский. Чувствуя приближение кончины, великий князь остановился в возрожденном к тому времени Городецком Богородице-Феодоровском монастыре, где принял пострижение в схиму. Спустя некоторое время, простившись с игуменом и братией, под сенью Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь-инок отошел в вечные обители. Произошло это 14 ноября 1263 года.

21 февраля (по старому стилю) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов – первый русский царь из боярского рода Романовых, 16-летний юноша, сын Федора Никитича и Ксении Ивановны Романовых, к тому времени постриженных в монашество с именами Филарета и Марфы. На момент избрания Михаила на царство Филарет, возведенный за восемь лет до этого в сан митрополита, находился в польском плену, а впоследствии, по возвращении из плена, в 1619 году был поставлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Имена святых покровителей этих родоначальников династии Романовых будут вписаны в историю Феодоровского храма 300 лет спустя: три из шести алтарей храма посвящены святителю Филарету Милостивому, мученице Марфе и преподобному Михаилу Малеину.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой. В память об этих событиях 14 (по новому стилю 27) марта 1613 года было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери – второй престольный праздник Феодоровского храма.

С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. Перед Феодоровской иконой будут отныне принимать православие вступающие в династический брак иноземные невесты, нередко при этом принимая отчество «Федоровна». С этой иконой семья последнего императора Николая II не расстанется вплоть до расстрела в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью нашему, не утрачена. Чудотворная икона, подлинность которой была подтверждена, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году, не покинула церковных стен в годы гонений. Ныне она пребывает уже не в кафедральном Успенском соборе Костромы, взорванном большевиками в 1934 году, а в новом кафедральном соборе Костромской епархии – Богоявленском соборе восстановленного из руин Богоявленско-Анастасинского монастыря.

Братия Городецкого Богородично-Феодоровского монастыря, где первоначально находилась святыня, бережно хранила список Феодоровской иконы, переданный монастырю после ее чудесного обретения в Костроме в 1256 году. Этот список специально привозили в 1914 году в Санкт-Петербург на торжества по случаю освящения Феодоровского храма, который был построен рядом с подворьем Городецкого монастыря в Санкт-Петербурге.

В настоящее время в приходе Феодоровской иконы Божией Матери находится несколько новых списков чтимой иконы:

Феодоровская икона Божией Матери Местная икона в иконостасе храма Новомучеников и Исповедников Российских, написанная к освящению храма в 1998 году.
Феодоровская подаренная Грызловым_новый размер Список Феодоровской иконы Божией Матери XIX века (Мстерское письмо),подаренный Председателем Попечительского совета храма Борисом Грызловым во время его визита 20 февраля 2009 года.
 Феодоровская икона_01 Точная копия Феодоровской иконы, находящейся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы, — главной Феодоровской иконы России. Копия, включающая золоченую ризу с драгоценными камнями и образ великомученицы Параскевы на тыльной стороне, была изготовлена по заказу Генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Владислава Малькевича и подарена приходу 2 июня 2011 года.
Bogomater Fedorovskaja_новый размер Местная икона в восстанавливаемый иконостас верхнего храма Феодоровского собора. Написана в иконописной мастерской святого Иоанна Богослова в 2011 году (иконописец — Христина Прохорова).