Красная горка в Феодоровском соборе

 
 
 

Мне доводилось наблюдать, как в других местах проводится детский праздник в честь Рождества. Там работа с детьми сводились к тому, что родители покупали билет, куда входила стоимость подарка, ребенок смотрел театральное представление и потом получал награду за терпение. Выдача подарков тоже часто бывает бюрократизирована: в боковой двери за столом сидит солидная дама с каменным лицом и хмуро отбивается от детей подарками, а они толпятся в узком пространстве между дверью и рядами стульев и лишь усиливали давку.

Фоторепортаж события

Самым неповторимым моментом в Красной горке было развлечение детей во время чая, когда для них пел целый хор! Исполнение именно светских, т.е. проверенных энергичных песен являлось большим плюсом, потому что раздвигало рамки вроде бы церковного мероприятия за пределы собора и вообще — за границы времени.

Сами дети, наверное, постоянно чувствовали, что они находятся не под контролем и мелочной опекой, а в центре доброжелательного внимания. Очень удачно была выбрана форма праздника — соревнования, где дети выступали не зрителями, а соучастниками. Они понимали, что от их активности многое зависит.

Пожалуй, возникает вопрос, как сегодняшнее мероприятие соотносится с христианской традицией или сельским языческим праздником? Наверное, в нем присутствует главное — соответствие сегодняшнему времени. Это и концептуальные костюмы клоунов (без всякой ностальгической этнографической мишуры), и разговор с детьми на равных на нормальном языке, и наличие элементов актуального искусства (раскрашивание картонных коробок).

Даже без дидактической нагрузки (в виде рассказа о библейских событиях) для детей этот праздник важен тем, что они какое-то время находились среди нормальных людей, которые спокойно и адекватно себя вели. Дети таким образом все равно неизбежно усваивают модели поведения. Еще одно достижение Красной горки — это скрытый миссионерский эффект, поскольку когда прохожие за забором видели веселящихся детей и спокойно наблюдающих за этим карнавалом людей в черном, у них, вероятно, начинали меняться представления о… в лучшую сторону.

Конечно, сам праздник не мог бы состояться, если бы не продуманная режиссура Ольги Федоровой, талантливая работа ведущего праздника Никиты Плащевского, солидная подготовка под руководством диакона Олега Луферова и искреннее отношение к детям со стороны актеров. Большая находка — что наряду с профессионалами роли могли исполнять и просто любители. Это добавляло непосредственности и трогательности в происходящее.

Ольга Рыйгас